Светлана Франчук Все статьи автора
18 апреля 2012, 10:03 2496

Михаил Сапего: "Сутяжнический период на "Арсенале" закончился"

Фото: Trend/Евгений Асмолов

Глава и совладелец ОАО "МЗ "Арсенал" Михаил Сапего о космической отрасли и оборонзаказе, перспективах промплощадки, занимаемой заводом, и урегулировании конфликта между его акционерами, а также о том, как, закончив ФИНЭК, стать генеральным конструктором.

В контексте недавно прошедшего Дня космонавтики – какие успехи у "Арсенала"  на сегодняшний день? Над какими проектами сейчас работаете?

"Деловой Петербург". "Арсенал" разместит на Московской бирже облигации на 1,5 млрд рублей

"Деловой Петербург". "Арсенал" разместит на Московской бирже облигации на 1,5 млрд рублей

682
Александр Сологуб (alexander.sologub@dp.ru)

 С точки зрения производства мы являемся основным предприятием на Северо-Западе, которое производит космическую технику, и сильно этим гордимся. Объем заказа, который мы делаем, составляет примерно 10% от общего объема государственного оборонного заказа по Северо-Западу.

Фактически группа "Арсенал" состоит из двух предприятий: ФГУП "КБ "Арсенал" и ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал", которые неразрывно связаны историческими и хозяйственными связями. Суммарный оборот двух этих предприятий в 2011 году составил примерно 7 млрд рублей. Прошлый год оказался в целом неплохим, хотя и были трудности с получением госзаказа, но это была общая тенденция, поскольку шло реформирование Министерства обороны. К счастью, это не помешало нам полностью выполнить работу к 25 ноября 2011 года, и мы были первым предприятием, которое отчиталось в отрасли по выполнению гособоронзаказа.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Сейчас все чаще звучит критика в адрес нашей космической отрасли: дескать, финансирование растет, а результатов (кроме упавших спутников) нет. Есть ли проекты, которые все же показывают движение вперед технической мысли, связанной с космосом?

 Наверное, так устроена человеческая психология, что плохое замечается лучше, а о хорошем во многом забывают или стараются это не выпячивать. Потому какие-то промахи сразу попадают в зону критики и многие сразу говорят: да бросьте, у вас тут все плохо, а вы стараетесь хорошими показаться. Хотя, конечно, в отрасли  и конкретно на нашем предприятии  очень много хорошего. Я могу сказать, что на орбите до сих пор успешно работают созданные нами космические аппараты.

Что касается наших перспектив, то они впечатляют. Учитывая, что мы занимаемся дистанционным зондированием Земли с точки зрения оптической, и радиоэлектронной, и радиотехнической, уже получено предварительное согласие Минобороны на то, что мы будем осуществлять этот проект. Это будет космический аппарат нового поколения, и это перспектива на ближайшие 10 лет. Мы шли к этому моменту последние 3 года, формируя лучшие показатели по сравнению с другими конкурентами. Мы раньше всех, конечно, стартовали, и, наверное, благодаря этому нас и выбрали.

Сколько человек сейчас у вас работает?

 В КБ около 700 человек, и на заводе примерно 2400 человек. У нас сегодня по результатам кадровой коллегии Роскосмоса лучший показатель среди результатов отрасли и по возрастному составу. На сегодняшний день в КБ примерно 40% работников до 30 лет. Здесь, безусловно, наша заслуга, и нашего города, и наших вузов. Мы сделали 2 года назад то, что только сейчас собираются сделать в Москве. У нас в городе есть субсидионная программа по подготовке молодых специалистов. Мы как предприятие  наиболее активный участник этой программы, а город нам в этом сильно помогает. В начале программы мы 50% на 50% оплачивали обучение, а сейчас город платит 80%. Хотя надо отдать должное нашим ветеранам. У нас есть контрактная программа, мы заключили контракты с нашими пожилыми работниками, где основной частью их обязательств в контракте является подготовка себе смены.

"Арсенал" остался без пушек

"Арсенал" остался без пушек

3135
Александр Сологуб (alexaner.sologub@dp.ru)

Оборонзаказ у вас основной фронт работ, но есть ли направления, связанные не только с ВПК?

 Конечно, если говорить об "Арсенале", то 95%  это оборонка, но есть небольшой процент деятельности, связанной с космической наукой. То есть определенные процессы, даже технологические, которые изучаются в космосе, очень часто используются в повседневной жизни.

Мы же знаем, что специальные материалы, которые когда-то создавались на космических аппаратах, теперь успешно используются в автомобилестроении. Мы частично участвуем в таких работах. Например, сейчас есть проект, который разрабатывает способы напыления определенных красящих веществ. Это впоследствии может быть использовано для бытовой техники.

Как сейчас разрешается ситуация, связанная с конфликтом акционеров?

 Еще раз напомню, что у нас существует два предприятия. Одно их них  конструкторское бюро "Арсенал", это ФГУП, руководителем которого я сейчас являюсь. Что касается завода, то это акционерное общество. Процесс акционирования был длинным, начиная с 1992 года и заканчивая 1996 годом. То есть вся история приватизации, которая была в стране, неким образом отразилась в истории приватизации "Арсенала".

Конфликт был между будущим завода и деструктивной позицией бывшего гендиректора завода Сергея Королева (смещен решением совета директоров в 2008 году.  Ред.). С этим и были связаны конфликты, происходившие в прошлом году и позапрошлом.

Последние 3 года был целый сутяжнический период. Но нашлись силы, которые решили, что с этим конфликтом надо заканчивать. Особенно понимая, что сегодня развитие ВПК, космоса становится перспективной задачей государства и допускать продолжение этого конфликта просто невозможно.

По имеющейся у меня сейчас информации, Сергей Королев свой пакет продал структурам, близким к Московскому индустриальному банку. Я положительно оцениваю эту продажу, потому что, как мне кажется, новый партнер нацелен на то, чтобы развивать предприятие.

Есть ли оценка стоимости этого пакета акций?

 Я бы оценивал ее от 150 млн до 300 млн рублей. Хотя это может быть и меньше, и больше, могут влиять вещи, которых мы не знаем.

Кто является владельцем оставшихся 70% акций?

 Если полностью разложить состав акционеров, то доля нового собственника  30%, я владею около 30%, около 16-17%  это компания "Бизнес партнер", примерно 8%  это государство, а остальной пакет распределен между большим количеством акционеров  как физических, так и юридических лиц. Теперь основные четыре акционера будут определять дальнейшую политику развития предприятия. За трех из них я и до этого мог сказать, что они нацелены на успешное развитие предприятия: это я, "Бизнес партнер" и государство. Я думаю, что к ним присоединился и новый акционер, который будет отстаивать политику успешного развития предприятия, и в первую очередь в интересах государства.

Каковы перспективы развития производственных мощностей?

 У нас на сегодняшний день рассматривается и принимается решение по разработке нового перспективного космического аппарата. Надо четко понимать, что эта работа в космическом аппаратостроении будет перспективна как минимум в ближайшие 10 лет. Она потребует обновления станочного парка, производственных мощностей. То есть она заденет все сферы деятельности предприятия. С точки зрения объемов производства на предприятии они как минимум вырастут в 1,5 раза. Это и позволит больше средств вкладывать в развитие предприятия.

А государство сейчас принимает целевую программу и будет выдавать средства для реализации проектов.

Какие инвестиционные параметры у этой целевой программы?

 По стране цифры огромные  около 20 трлн рублей. Но честно признаюсь, что если бы эта программа коснулась "Арсенала" в ближайшие 3 года в размере 2,5-3 млрд рублей, то это позволило бы нам обновить наши технологические и технические ресурсы. Действительно, мы бы могли выйти на новый уровень. Мы, конечно, так и так будем за счет собственной прибыли делать это, но помощь государства сильно бы нам помогла.

Вы в основном ориентируетесь на госфинансирование или задействуете кредитные ресурсы?

 У нас большой объем привлеченных средств. Они уже были направлены на закупку нового оборудования. Конечно, не за один год, но мы потратили на модернизацию в пределах 1 млрд рублей заемных и собственных средств.

Какая сейчас долговая нагрузка?

 Она колеблется от 2 до 3 млрд рублей. Для оборонки сейчас это некая норма. Были сложные годы, и она немного поднакопилась, но, если мы увеличим объемы производства, это позволит значительно легче справляться с нашей кредиторской задолженностью. Самое главное, что у нас есть эта перспектива.

Что сейчас собой представляет историческая площадка, на которой расположено производство?

 Земельная площадь завода вместе с КБ  около 40 га. С точки зрения концентрации производства мы стараемся структурировать его таким образом, чтобы оно принимало оптимальные пространственные формы. Исторически так сложилось, что мы находимся именно на этой территории, других внешних объектов у нас нет, поэтому, если завтра потребуется развивать новое производство, мы при грамотном размещении имеем некий стратегический запас.

Обсуждался ли на городском или федеральном уровне возможный переезд завода и его условия?

 Если мы с вами понимаем, что "Арсенал" имеет высокие производственные перспективы, то никакой речи о том, чтобы не использовать эту площадку, быть не может. Конечно, возможно, что на уровне государства будет принята какая-то целенаправленная программа о выводе предприятия за пределы центральной части города. Но могу сказать в защиту того, что мы здесь находимся: все вредные производства мы закрыли. Но при этом мы говорим, что у "Арсенала" есть большая интеллектуальная часть  КБ, которая занимается разработками и никакого вреда в принципе нести не может, это офисная работа. Если даже будет приниматься такое решение, чтобы выводить отсюда производство, то, я считаю, необходимо сохранить "Арсенал" как некий исторический интеллектуальный символ, с одной стороны, и как инновационную площадку  с другой.

Естественно, что в процессе реструктуризации производства часть площадей на "Арсенале" высвободилась и на площадке, выходящей на Неву, никаких производств сейчас нет. Будет ли интерес развития непроизводственной инфраструктуры либо производственной, уже будем обсуждать с потенциальными инвесторами, в то же время коррелируя этот вопрос с тем, как будет развиваться производство на всей площадке "Арсенала".

Расскажите о себе. Как вы оказались на "Арсенале"?

 Я более 25 лет работаю в "Арсенале". Сразу с момента окончания ФИНЭКа. И так распорядилась судьба, что в отделе кадров мне сказали, что "должности экономиста пока нет, поэтому ты пойдешь работать инженером сборки космических аппаратов".

Вот так в корне за один день моя судьба изменилась, и я из человека, получившего финансовое образование, превратился в инженера, и дальнейшая моя карьера была связана и с инженерной работой, экономической и руководящей работой на "Арсенале". Судьба распорядилась резко, и благодаря этому я получил много возможностей. За всю историю "Арсенала" я побывал и директором артиллерийского производства, и первым заместителем генерального директора. Сейчас я генеральный директор  генеральный конструктор ФГУП "КБ "Арсенал", а также председатель совета директоров ОАО "МЗ "Арсенал". Также я являюсь академиком Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Что касается работы в КБ, то я понимаю, что там есть люди, которые лучше меня разбираются в конструировании, которые имеют конструкторское образование и те навыки, которыми их наградил Бог, я никогда не претендовал на лавры первого и гениального конструктора. У меня очень хорошие заместители и конструкторы, которые отчасти помогают в моем дальнейшем образовании.

А ваши дети хотят в будущем стать космонавтами?

 У меня хорошая семья  три дочери и жена. Младшая дочь учится во втором классе и уже задает мне вопрос: "Папа, а я в космос полечу как турист или на работу?"

Старшие дочки работают  одна в банке, другая в Siemens. Они по образованию как раз финансисты. Мы все ФИНЭК окончили. Про нас говорили так, что на дверях нашей квартиры можно повесить табличку "Филиал Финансового-экономического института". И родители, и мы, и наши дети, и наши родственники, племянники  мы все финэковские и этим гордимся.

Есть ли у вас увлечения, хобби помимо работы?

 Мое главное хобби  это моя работа. Но кроме того, я люблю все, что связано с водой. Я постоянно доказываю то, что мы живем на море.

Почему-то так сложилось в Петербурге, что мы все называем наше море заливом. Даже люди, которые живут на Красном море, говорят, что они едут на море, а мы почему-то говорим, что у нас залив. Но я всем своим свободным поведением доказываю, что мы живем на воде, на море. Я люблю рыбалку, катера, аквабайк. Воду очень люблю, люблю плавать, нырять. В космос, увы, не полетел, но состояние невесомости испытываю в воде.

Биография

Михаил Сапего родился в 1960 г. в г. Барань (Белоруссия). С 1977 г. работал монтажником радиоаппаратуры. В 1979-1981 гг. служил в ВДВ. В 1986 г., окончив ЛФЭИ (ФИНЭК), начал работать в ПО "Арсенал". В 1994-1997 гг.  финдиректор, первый замгендиректора ХК "Арсенал". В 2003-2008 гг. и затем с августа 2009 г.  председатель совета директоров ОАО "МЗ "Арсенал". С июля 2008 г. по февраль 2012 г.  гендиректор ОАО "МЗ "Арсенал".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама