Бизнес-школы ищут способы привлечения слушателей в посткризисных условиях

Автор фото: Global Look Press

Насколько остро стоит перед бизнес-школами проблема привлечения слушателей после кризиса и что для этого делать.

Бизнес-школы в России и на Западе по-разному пережили экономический кризис 2008 года. Но потери, хотя и разного масштаба, были у тех и у других. Каким сегодня видят рынок бизнес-образования представители петербургских и западных школ, как каждая из них решает во­прос привлечения слушателей в посткризисных условиях - в специальном опросе "ДП".
Сергей Федоров, исполнительный директор Открытой школы бизнеса:
"В кризис российские бизнес-школы потеряли как клиентов в первую очередь слушателей, которые учились только ради моды, и компании, которые учили сотрудников для поощрения. По моим оценкам, таких около 30%. Потери связаны и с уменьшением платежеспособности менеджеров и компаний. Это еще 30%. Таким образом, из-за кризиса бизнес-школы недосчитались больше половины клиентов - это очень существенный спад рынка бизнес-образования. Мода на МВА уже не придет, и компании не будут учить персонал без понимания "зачем это нужно", так что вернуть эти 60% вряд ли возможно. И в этой связи перед школами остро стоит вопрос поиска новых клиентов. Хорошая новость в том, что именно после кризиса все больше компаний стали понимать выгоду от обучения. Например, одну из новых причин обучения менеджеров недавно озвучила компания IBM: "Мы учим людей для того, чтобы они не боялись увольнения в нестабильной экономике". То есть они не обещают не увольнять персонал, они готовят сотрудников не бояться увольнения".
Пол Данос, декан бизнес-школы Tuck School of Business (США):
"Всемирный экономический кризис не показывает никаких признаков ослабления. Европейские рынки переживают несколько синхронных кризисов: кризис долговых обязательств суверенных государств и банковские кризисы. Экономика США с нестабильными рынками капитала довольно вяло восстанавливается. Все это, конечно, создает ситуацию неопределенности для бизнеса, а значит, бизнес-школы должны готовить молодых людей вести бизнес в условиях кризиса и беспокойства. На мой взгляд, большинство школ менеджмента и экономических вузов предлагает сегодня очень эффективное бизнес-образование. Но, безусловно, нынешние модели нужно менять, так как меняется бизнес-среда, в которой будут работать наши выпускники. Сегодня важно научить студентов гибкости мышления. Я считаю, что эта гибкость, умение корректировать намеченный план, способность подойти по-новому к решению проблемы - одно из важнейших качеств бизнес-лидеров завтрашнего дня".
Марика Тэсоф, директор MBA Международного университета в Монако (группа INSEEC):
"В последние годы спрос на программы МВА на Западе падал. Зато в Азии и в странах с быстро развивающейся экономикой он остается стабильным. Причин тому несколько. На Западе бизнес-образование - зрелый рынок, который характеризуется конкуренцией и властью клиентов. В сочетании с финансово-экономическим кризисом, который сковывает движение экономики Запада с 2008 года, некогда сильная привлекательность программ МВА снизилась, особенно программ МВА full-time, обучение на которых могло повлечь отказ от потенциальной работы. Ситуация в Азии и на быстро развивающихся рынках иная. Здесь спрос на MBA все еще находится в фазе роста. Экономика и промышленность в этих регионах развиваются большими темпами. Это означает, что все больше компаний нуждаются в высококвалифицированных менеджерах, обладающих оперативными навыками управления, необходимыми для анализа данных, контроля и оптимизации производственных процессов. Чтобы продолжать привлекать слушателей, необходимо пересмотреть MBA и роль бизнес-образования, нужно их адаптировать к ситуациям неопределенности в мировой экономике. Учебная программа MBA должна поощрять системное, критическое мышление. Именно это лежит в основе инновационного процесса, который должны стимулировать и питать преподаватели бизнес-образования, а также корпоративные лидеры в любой части света".
Анастасия Сербинова, директор по маркетингу и продажам ИМИСП :
"В середине 2000-х годов люди сами приходили и покупали контракты, сейчас за клиента надо бороться. Маркетинг бизнес-образования все в большей степени движется в сторону активных форм взаимодействия с рынком. Эффективность рекламы снижается, уровень информационного шума растет. Если вы не берете объемом, то вас просто никто не заметит. Мы фокусируем усилия на тех, кто уже находится в состоянии активного поиска бизнес-школы. Активно развиваем тестовые форматы - презентации, с включенными в них мастер-классами преподавателей, одно- двухдневные программы. Это своеобразные "тест-драйвы" для тех, кто принимает решение о поступлении на продолжительные программы обучения. В целом нет ничего лучше рекомендаций нынешних слушателей".
Анна Измайлова, менеджер по маркетингу и внешним связям Стокгольмской школы экономики в России :
"Мы изменили формат маркетинговых мероприятий. Стали больше внимания уделять индивидуальной работе с кандидатами. Так, например, если раньше раз в семестр мы проводили 2 дня открытых дверей - в Москве и в Петербурге - то теперь организовываем несколько информационных сессий, где собирается гораздо меньшее количество гостей, зато приходят люди, которые уже практически определились с выбором бизнес-школы и хотят либо поближе познакомиться с форматом обучения, либо пообщаться с преподавателями и директорами школы, либо просто задать оставшиеся у них вопросы лично. Информационные сессии - как раз самый удобный формат для индивидуальной работы с такими кандидатами".
Берни Занк директор по приему студентов  Executive MBA (Европа) бизнес-школы Chicago Booth:
"Мы не делали существенных корректив в нашей программе в связи с экономическим кризисом. Chicago Booth является первым в мире разработчиком программы формата Executive MBA, запущенной в 1943 году, и бизнес-школа остается лидером в этой области. Мы обучаем студентов экономике, финансам, социологии, психологии и предлагаем им конкретные схемы и модели, а не только говорим о последних трендах, последних причудах и фантазиях. Это позволяет нашим студентам и выпускникам размышлять над любым типом проблемы бизнеса или даже над личными проблемами, с которыми они сталкиваются, и придумать решение. Не все проблемы бизнеса повторяются и схожи с предыдущими, но студенты готовы иметь дело с новыми и сложными проблемами, поскольку у них есть основы и аналитические инструменты и они способны их применять".