Дмитрий Грозный (dmitry.grozny@dp.ru) Все статьи автора
2 апреля 2012, 10:09 7062

Борис Гребенщиков: "Полная абсолютная чушь"

Фото: Trend/ Сергей Ермохин

Борис Гребенщиков о теговом сознании, уважении к Суркову и о том, почему России не нужна национальная идея.

Борис , такой вопрос, возможно, cовсем дурацкий. Вам когда-то орден вручили. Хоть раз надевали?

Борис Гребенщиков показал петербуржцам свою книжку

Борис Гребенщиков показал петербуржцам свою книжку

303

 Честно говоря, не помню, может быть, и не надевал.

А почему в современной России ордена вручают, но их как-то совсем перестали носить?

 Я по этому поводу вообще ничего не думаю, меня это настолько мало интересует…

Но ведь вы по какой-то причине свой орден не надевали. А, к примеру, в XIX веке все же носили кителя и надевали…

 У меня может быть много орденов, но я не вижу никакой причины их надевать, потому что ордена надевают люди, которые в данном месте и в данное время хотят показать свой статус. Мой статус, если он и есть, никак внешне выражен быть не может и с орденами никак не связан. Этот орден был большой гордостью для моей матери, и ради нее я мог принять еще столько же. Но мне приятно, что страна Россия в ее современном виде сделала мне такой подарок. На самом деле это приятно. А носить его? Я не вижу, кого он должен впечатлять.

Лет десять назад стали говорить, что сознание людей стало клиповым. Сейчас все еще больше укоротилось – можно сказать, что оно стало теговым…

 У меня по этому поводу сразу несколько контрвопросов. Если кто-то говорит, что у него теговое сознание, это значит только одно: этот человек не считает для себя нужным быть образованным. Этот человек сам отстриг себе голову. Желаешь быть необразованным? Хочешь быть с теговым сознанием? Хочешь быть червем земляным? Пожалуйста. Только я повторяю: это необязательно. Потому что сознание у современного человека, который желает быть человеком, нормальное, обычное  не теговое и не клиповое  это придумали в Москве. Никто не скажет, что у вас клиповое сознание, если вы еще не забыли русскую литературу.

Основатель компании "Светлая музыка" и фестиваля "Стереолето" о музыкальном бизнесе

Основатель компании "Светлая музыка" и фестиваля "Стереолето" о музыкальном бизнесе

1491
Марина Васильева marina.vasileva@dp.ru
Основатель компании "Светлая музыка" и фестиваля "Стереолето" о музыкальном бизнесе

Основатель компании "Светлая музыка" и фестиваля "Стереолето" о музыкальном бизнесе

1491
Марина Васильева marina.vasileva@dp.ru

А одно другому мешает?

 Вы знаете, да. Если мне скажут, что у меня клиповое сознание, я могу неожиданно стать на время агрессивным. Такой ярлык для человека унизителен. Это все равно что говорить: я одноклеточное, с меня и спроса никакого: дайте мне мои бабки и позвольте быстро нажраться. Извините. Говоря так, человек унижает себя.

Ну, русским вообще свойственно самоуничижение…

 Не согласен. Только кретин может сказать: "Я одноклеточное существо". Только кретин может сказать: "У меня теговое сознание". Так что давайте считать, что мы люди, которые могут хотя бы говорить на одном языке, и у нас есть какие-то точки соприкосновения. Пушкин в тег не поместится.

Если ввести в поисковой строке "Борис Гребенщиков", то очень скоро выпадает надпись "Мне нравится Сурков". Можно ли как-то это пояснить?

 А что тут пояснять? Я по-прежнему испытываю к нему уважение. Сейчас он  насколько я знаю  перемещен с той должности, которую занимал, и теперь люди, которые ругали его, увидят, что будет при новом человеке. Не думаю, что будет лучше или свободнее. Мне он всегда казался умным и порядочным человеком, который качественно исполняет свою работу.

Другое дело, что его работодатель  государство, а оно может требовать решений, которые не всегда согласуются с тем, что мы считаем хорошим. Но работодатель есть работодатель. Такова специфика работы во власти.

А почему в России люди, с одной стороны, мечтают работать в газпромах и прочих госкорпорациях, а с другой стороны – недовольны этим государством. Как это может сочетаться?

 Думаю, люди цинично считают (от необразованности), что можно заработать большие деньги в какой-то государственной корпорации и одновременно остаться чистеньким. Не выйдет. Когда работаешь в большой корпорации, ты принимаешь участие в антигуманистических действиях, потому что любая большая корпорация живет по своим законам и люди ей не указ.

Но люди считают, что если они заработают много денег, то они будут выше морали. И поэтому говорят: "Нам не нравится то, что происходит, но дайте заработать наши большие деньги".

А может быть, все дело в зависти?

 А зависть к чему?

Они же мечтают туда попасть, но они не там…

 Я же не знаю, что такое мечта. Расскажите мне!

Например, я закончу школу, потом юридический факультет, а потом буду работать в "Роснефти".

 Я не понимаю, как так можно думать. Мне недоступно это. Видимо, мне повезло и я просто не умею мечтать.

Сейчас любят вспоминать фразу: "Иногда проснешься в кресле президента и плачешь, сам не зная, как сюда попал".

 Да? А я и не видел ни разу.

Это про Медведева или?..

 Посчитайте, когда это было написано.

2008 год, по-моему?

 Нет, 2003-й. Это альбом "Песни рыбака". Какой Медведев?!

Все в жизни когда-то происходило?

 Все, что отражается в жизни, происходит на совсем другом уровне. Понимаете, это можно было написать про Древние Афины, и было бы то же самое. Или про восьмую династию Рамзессидов.

А вы сейчас Рамзессидов изучаете?

 Нет, не то чтобы меня это очень интересует, просто в силу очень рассеянного характера моих занятий меня все время интересует все, поэтому я сегодня могу тыкнуться в Платонова, завтра  в историю ведьмовства в XII веке где-нибудь в Англии, а потом в географию и историю мафии Таиланда. А потом в биографию Роберта Де Ниро.

Вы подходите к библиотеке и вытаскиваете книжку или все на айпаде?

 Нет, айпад я дочке отдал, нет у меня времени на него. У меня все здесь (показывает на айфон), с этой штукой можно носить с собой половину Александрийской библиотеки  никто не заметит. Хоть тут и маленькие буквочки, но я люблю маленькие буквочки.

Но ведь там очень мало книг на русском языке.

 Русский язык меня вообще не волнует. Я только Тургенева читаю на русском.

Когда была встреча с президентом, вы задали вопрос про "Охта Центр". А других вопросов к власти нет?

 У меня нет никаких вопросов к действующей власти. Не забывайте, я родился в год смерти Сталина, я вырос при Никите Сергеевиче Хрущеве. У меня не может быть вопросов к власти, у меня нет языка, на котором я могу с ней разговаривать. Я знаю, что такое власть, доверять ей не буду никогда в жизни. Зачем я буду разговаривать с тем, кому я не доверяю.

Есть такая достаточно популярная теория. В частности, Дмитрий Быков о ней говорил, что в России все происходит циклично: раз в 100 или 70 лет все повторяется. Вы согласны?

 Вы знаете, я глубоко уважаю Дмитрия; он очень хороший человек и интересный писатель. Но опыт показывает, что любой человек может навязать действительности и истории любые свои идеи. И сказать: да, все повторяется циклично, все повторяется по спирали, или все в форме ромба или параллелепипеда. И можно найти подтверждение всему, история  вещь удивительная. Даже если все протекает по циклу, что это меняет в нашей жизни? Мы имеем то, что имеем.

Например, можно предугадать, что будет дальше.

 Зачем? Нам важно сделать то, что мы должны сделать сейчас. Наш долг по отношению к себе и к людям не меняется от того, в каком положении мы оказались. Как говорил Гэндалф: добро и зло не изменились со вчерашнего дня. Предугадывать нечего: делай то, что должен, и будь что будет.

А если говорить про современность, на что сейчас в обществе есть запрос?

 Запросы общества меня не интересовали ни тогда и ни сейчас. Зачем мне запросы общества? Я же не социолог, чтобы изучать запросы общества.

Вы часто говорили нечто подобное: музыкант – ретранслятор: он получает сигналы извне и преобразует их в музыку и слова.

 Если очень грубо, то можно так сказать, но при чем здесь запросы общества?

Сигналы – они не только из космоса.

 Но общество  часть космоса.

Поэтому я и спрашиваю, что вы чувствуете как музыкант?

 Я чувствую то, что происходит, но запросы мне неизвестны. Общество запрашивает на самом деле не то, что ему нужно. Opinion maker, "создатель мнений"  как это по-русски… Запросы создаются теми, кто манипулирует этими запросами, чтобы получить деньги. Простой пример: пачка лекарств. Зачем делаются лекарства? Чтобы продавать народу и получать огромные деньги.

Да, но сначала товар должен удовлетворять какие-то потребности. Например, в здоровье.

 Совершенно верно, но потребность в здоровье, как мы знаем, удовлетворяется массой разных методов, но продаются именно эти лекарства, а не другие. Кто знает, какие более действенны? Кто знает, какие лекарства, способные спасти множество жизней, уничтожаются, потому что они невыгодны компаниям, которые производят эти таблетки? Любые врачи в любой поликлинике скажут: "Гомеопатия? Что вы! Если мы будем признавать гомеопатию, мы можем потерять работу". Общественное мнение создается людьми, которые диктуют его, чтобы заработать деньги.

Манипуляторы – это сейчас главные люди?

 Всегда. Что, в средние века было не так?

Чтобы ответить на этот вопрос, я, наверное, плохо знаю историю.

 Я тоже. Но, как мы ни тыкнемся в историю, понимаем  ага…

Но там был король, который принимал решения…

 Если посмотреть историю, король, как правило, вообще никогда не принимает решения. Это за него делают его советники, при этом за это бедному королю еще часто приходится очень дорого расплачиваться.

Концерт в Лавре, Оле Нидал, Шри Чинмой – как это все сочетается?

 Элементарно и просто. Если мы замечаем существование Того, что люди называют Богом, следовательно, логично предположить, что невозможно, чтобы здесь Бог был один, а там другой. Чушь! Бог по определению вездесущ и пронизывает все, что существует. Поэтому если две страны или две культуры по-разному его называют, это не значит, что они должны враждовать. А представители нашей религии почему-то говорят: правы только мы.

Все религии так говорят...

 Нет, не все, далеко не все.

Экуменистов немного...

 Экуменизм в его обычном понимании  чушь. То же самое, что перевести всех на эсперанто. Если мы это сделаем, то это будет обеднение, мы потеряем всю историю человечества. Но уважать другие религии и культуры необходимо, потому что там люди не хуже, чем у нас. Они имеют такое же право на обладание истиной. И, когда в России отвергают культуру, которая на тысячу лет старше, говорят: "Да они все еретики"  это говорит только о том, что мы не хотим признать: мы не одни в мире. Поэтому в России и называли иностранцев немцами, потому что он  немой  говорит на языке, который я не понимаю. Не правда ли, довольно странная концепция? Если я не понимаю, значит, ты дурак.

Когда лжи было больше – в 1970-х годах или сейчас?

 Существует очень большая разница: в 1960-е, 1970-е, 1980-е ты не мог владеть информацией официально, за обладание ею ты мог загреметь в тюрьму по официальным законам. Теперь, слава тебе Господи, есть Интернет, информация доступна всем: нет того, что можно утаить. Доходит до абсурдного, как с "ВикиЛикс", но утаить ничего нельзя. По крайней мере так декларируется.

На месте честных людей я бы в честь Интернета строил храмы, нашел бы какого-нибудь святого, сделал его покровителем Интернета и ставил ему свечки, потому что у нас есть возможность узнать другие точки зрения. Может быть, правды нет, может быть, есть только разные конфликтующие точки зрения. Но в те времена точка зрения была только одна, что по определению было ложью.

Есть такая формула: скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты. Кто ваши идейные сторонники?

 (смеется) Вы знаете, как я могу сказать… Я могу назвать тех людей, которых я люблю и знаю: Лао-Цзы, святой Франциск Ассизский, ок?

После смерти Ганди и поговорить не с кем….

 Где-то так (смеется). Гриша Акунин  чудесный человек, Витя Пелевин  хотя я его очень давно не видел, но продолжаю очень любить. Масса музыкантов: Женя Федоров из бывшей "Текилы Джаз", теперь из Zorge. Если продолжать, за пределами этого космоса  Слава Полунин. Много у нас очень прекрасных священников, широте знаний, культуре и этике которых я тоже завидую. Этих людей тысячи.

А старые поклонники "Аквариума", которые стали большими людьми, как-то себя проявляют?

 Проявляют, помогают. И это, по счастью, очень помогает записывать альбомы, потому если раньше запись музыки была делом очень тяжелым, то сейчас почти невозможным. Потому что раньше хоть какие-то деньги от продажи дисков можно было получить в фирме-изготовителе, а сейчас не осталось самих фирм-изготовителей, а Интернет приносит очень мало денег. Поэтому теперь все делается, как раньше, как в те самые средние века. У музыкантов есть люди, которые помогают им осуществить тот или иной замысел. Как Леонардо, который работал на этих, этих и этих.

То есть модель музыкального бизнеса опять кардинально изменилась.

 Вы знаете, он закончился. И это мне не очень удобно. Мне было бы удобно, если бы у меня были несчитаные миллионы, если бы у нас работали авторские права.

Я читал, как какой-то простой товарищ, чуть ли не рабочий, написал песню для Эдиты Пьехи, а потом принес ей на праздник ковер – он мог себе позволить такой подарок, а у Пьехи ковра не было.

 Это было. И Юрий Антонов очень хорошее тому доказательство. Но этого больше нет. Учитывая, сколько всего "Аквариум" сделал, в любой другой стране мы бы владели замками в центре Петербурга (смеется). Нет, мы не владеем ничем вообще, даже этим (разговор проходит в студии "Аквариума".  Ред.). Но я считаю, что это хорошо. Это возврат к естественной модели. Искусство не должно приносить деньги, потому что в обратном случае у творца есть возможность очень легко стать коррумпированным. Ему скажут: вот тебе деньги, ну-ка, спляши. А вдруг он не сможет устоять. А когда искусство денег не приносит, ты будешь делать только то, что считаешь нужным.

Как-то читал мнение, что рынок художника закончился с появлением фотографии, потому что потребность в портретистах резко упала. Потом это произошло с профессиональной фотографией. То же самое происходит с музыкой?

 Я считаю, что это очень хорошо. Коммерческую музыку легко изготовлять, не прилагая к этому никаких средств. Ставишь программу "коммерческая песня №1", нажимаешь кнопку и получаешь сразу несколько вариантов. Это упрощает задачу тем, кто не хочет заниматься коммерческим искусством. Насколько я помню, когда жил Клод Моне, фотография уже была. Это нисколько не мешало ни ему, ни Ван Гогу.

Почему Россия никак не может сформулировать национальную идею?

 Потому что национальная идея  это фикция, это чушь, полная абсолютная чушь. Какая может быть национальная идея у здорового человека, у здоровой нации? Нет необходимости в национальной идее. Нация существует? И прекрасно. Знаете, это то же самое, что подойти к человеку и спросить: "Какая у тебя личностная идея?"  "Да нет у меня никакой идеи. Я живой, полнокровный, живу, наслаждаюсь, и мне ни с какой стати не нужно перед тобой отчитываться". Сформулировать значит ограничить.

Покажите мне человека, который выйдет и скажет: "Я хочу ограничить Россию ее национальной идеей". Что от этого человека останется?

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама