Мария Ромашева: "Все начинается с культуры"

Автор фото: Архив "ДП"

Директор культурного центра "Лофт Проект ЭТАЖИ" Мария Ромашева о том, как зарабатывать на интересе к культуре и искусству, реновации промышленных площадок под лофты и студенческие кампусы, а также стратегии создания комфортной городской среды.

Сколько лет вашему проекту и как он развивался?
- Мы открылись в 2007 году, так что можно сказать, что в этом году у нас первый юбилей - 5 лет работы. С момента появления "Лофт Проекта ЭТАЖИ" и по сей день мы наблюдаем, как меняется район вокруг нашего здания (бывший Смольнинский хлебозавод на Лиговском пр., 74. - Ред.), как меняется контингент жителей, как появляются и заполняются все новые бизнес-центры.
Именно с "Этажей" в городе началось активное развитие бывших индустриальных пространств. Так получилось, что мы одни из первых открыли городу, как можно превратить депрессивные районы промышленной застройки в места, где кипит жизнь и рождаются новые идеи. В нашем здании сначала стали проводиться выставки, фэшн-показы и другие события культурной жизни, а затем открылись кафе и хостел.
Само это явление не ново. Европейский опыт демонстрирует нам достаточно примеров перепрофилирования зон промышленной застройки. И в российских реалиях мы можем наблюдать растущий интерес инвесторов и девелоперов к реконструкции отдельных объектов и даже целых кварталов.
А какие площади занимают "Этажи" и насколько этот проект оказался окупаемым?
- На разных этапах деятельности мы занимали от 5 тыс. до 3 тыс. м2. Пространства обживались и вводились в эксплуатацию поэтапно. Объем инвестиций и калькуляция окупаемости производились отдельно для коммерческих и некоммерческой частей. Так, например, для кофейни "Зеленая комната" сумма вложений составила около 20 млн рублей. Для LOCATION HOSTEL - около 15 млн. Но проекты окупились за год. В настоящий момент приносят прибыль и фактически спонсируют проводимые нами культурные мероприятия.
Как, на ваш взгляд, в Петербурге могут развиваться аналогичные вашему лофту креативные центры?
- Я знаю, например, несколько замечательных проектов, которые должны украсить район Обводного канала. Но пока они разрозненны. Сроки их окупаемости напрямую зависят от того, в каком окружении они будут реализовываться. Иными словами, несколько человек должны просто собраться вместе и решить: да, ради собственной и общей выгоды мы берем и делаем, одновременно. И тогда уже через 5 лет в Петербурге бы по­явился и начал развиваться новый город!
Редевелопмент крупных промышленных объектов должен не только включать в себя проекты жилой и коммерческой застройки, но и учитывать социально-экономические последствия. Особое внимание должно быть уделено организации транспортной системы, функционированию общественных пространств, наличию зеленых территорий.
Культура не только неотъемлемый элемент такого проекта, но и то, с чего должно все начаться.
Радует, что движение в этом направлении в Петербурге уже идет. Причем в Петербурге ситуация более выигрышная, например по сравнению с Москвой, в том плане, что неиспользуемых, даже заброшенных промышленных объектов в нашем городе значительно больше. Уже сейчас мы рассматриваем предложения участвовать в проектах развития территорий, консультировать по концепции и управлению.
То есть городу нужны новые культурно-общественные пространства?
- Конечно, и, например, наш лофт - то самое общественное городское пространство, о котором так много говорят. С точки зрения новых принципов планирования городов такие пространства должны обеспечивать доступность разного вида услуг в одном месте, сокращая количество перемещений по городу и одновременно увеличивая интенсивность жизни отдельных районов и города в целом.
Мнение о том, что данную функцию можно возложить на большие торговые центры, более чем спорно. Коммерческие комплексы, безусловно, могут удовлетворять потребительские нужды горожан, но и только. Городское общественное пространство - это в том числе место для урегулирования социальных конфликтов, место самоидентификации горожан.
Культурная деятельность "Этажей" - это не столько выставки современного искусства, сколько большой объем социальной и благотворительной активности, большая работа в сфере образования.
Кто должен инициировать такие проекты - городские власти, инвесторы или сами творческие люди?
- Чего действительно хочется, так это более широкого взгляда на перспективы. Реновация и развитие такого рода объектов не могут происходить в отрыве от общестратегического видения городской среды.
Планирование должно происходить минимум на 25-30 лет вперед. И это связано не только со значительностью инвестиций, требующихся для крупных объектов, но и с быстрыми темпами изменений современного общества.
Масштабность задачи во­все не подразумевает пассивного ожидания решений сверху, хотя и без них не обойтись. Конкретные люди: представители бизнеса, активисты культурного фронта, а также студенчество - все вместе способны выработать видение, свой запрос: каким должен быть Петербург через 30 или 50 лет.
В "Этажах" работает хостел, как вы пришли к идее его открыть?
- Первичная идея была о том, что здорово было бы организовать резиденции для художников. Это специальный формат размещения для молодых талантов с возможностью жить и работать в одном месте. Мы стали исследовать вопрос и обнаружили, что для нас идеологически ближе другая идея - идея хостела.
Хостелы очень популярны среди молодежи в Европе. Нас же привлекло, что это не просто некая сухая бизнес-модель, а целая идеология. Хостел - это не место на двухэтажной кровати за более чем приемлемую цену, хостел - это место для общения, место, где можно заводить новых друзей, место, где индивидуальное уступает место общему. Хостелы пропагандируют идею открытости: всему миру и каждому человеку в отдельности.
И как он заполняется?
- Несмотря на кажущуюся инвестиционную привлекательность - низкий входной порог и быструю окупаемость, - хостельный бизнес не может не испытывать проблем, общих для всей туристической отрасли в Петербурге.
К сожалению, городская политика такова, что город продвигается для посещения только в сезон белых ночей. Это более чем несправедливо! При том что у нас громадное культурное наследие и богатый потенциал актуальных событий, для туризма в настоящее время используется в качестве главного фактора конкурентного преимущества особенность географического положения. Как результат - значительный наплыв туристов с мая по июнь и практически полное их отсутствие в остальные месяцы.
Сейчас среднегодовой процент заполняемости отелей в Петербурге едва достигает 30%. При том что в высокий сезон мест для всех желающих не хватает и отели поднимают цены до заоблачных высот, что, в свою очередь, делает нам не лучшую славу одного из самых дорогих городов мира. Это также является причиной одной проблемы - Петербург является городом одного посещения. 80% всех туристов бывали здесь именно с мая по июнь и получили в этот период услуги по цене, которая определенно не соответствовала их качеству. Петербург не может быть дороже Барселоны! Если мы хотим, чтобы туристы к нам возвращались, мы должны стать недорогой столицей, как, например, Прага или Амстердам. Часть задачи - стоимость размещения - по силам для решения именно хостелам.
Каковы тогда ваши планы в этом направлении?
- Вместе с Надеждой Макаровой, управляющей LOCATION HOSTEL, мы выработали решение, которое было приемлемо для нас и финансово, и идеологически. Петербург - центр образования и просвещения с огромным количеством вузов и студентов. Но где они живут? Ни для кого не секрет, что емкости государственных общежитий не хватает для размещения всех желающих. Молодые люди заселяются в коммунальные квартиры зачастую в складчину. Я сама жила в коммуналке на Петроградке в студенческие годы и знаю, что это такое, когда у тебя за стеной соседка-алкоголичка разводит котов или когда скандал за стенкой не дает спать всю ночь.
В итоге мы запустили в рамках нашего хостела проект "Кампус" - креативное студенческое общежитие. Жители "Кампуса" ежедневно находятся в центре событий: выставки современного искусства и дизайна, мастер-классы, лекции, кинопоказы.
Мы также предоставляем несколько мастерских молодым художникам. Стоимость месячного проживания - около 7500 рублей. И тут мы конкурируем не с общежитиями (там проживание стоит примерно 3500 рублей), а с рынком аренды частных комнат, где комната в центре города обходится от 10 тыс. рублей. Уверена, что нашему примеру - организовать студенческое общежитие - по­следуют многие хостелы. Мы даже планируем проводить специальные встречи - круглые столы, для того чтобы все работники отрасли могли встречаться и делиться опытом.

Биография

Мария Ромашева hодилась в семье военного, окончила с серебряной медалью школу в Омске. В 2001 году окончила юридический факультет СПбГУ. В течение 10 лет работала по специальности. С 2007 года по настоящее время - идеолог, соучредитель и директор культурного центра "Лофт Проект ЭТАЖИ". "Этажи" объединяют несколько художественных галерей, кафе "Зеленая комната", LOCATION HOSTEL, книжный магазин, а также коворкинг-центр "Зона действия".