Владимир Путин запустил БТС–2 в Усть–Луге и разрешил демонополизировать газ в Киришах

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Заявления Владимира Путина на совещании в Киришах прозвучали как знаковые для газовой отрасли и судбы "Газпрома". Фактически премьер одобрил идею передачи новых газовых месторождений независимым компаниям, то есть дал старт демонополизации рынка. Впрочем, эксперты советуют независимым компаниям не обольщаться — разговоры об этом длятся уже много лет.

Премьер Владимир Путин  впервые после избрания на пост президента посетил Ленинградскую область, где дал формальный старт сразу двум крупным федеральным проектам — запустил нефтепровод БТС–2 в Усть–Луге и новую парогазовую установку на Киришской ГРЭС. Это уже второй визит главы правительства в регион с начала года — в январе он открывал вагоностроительный завод группы компаний ИСТ в Тихвине и проводил заседание комиссии по высоким технологиям. Несмотря на присутствие губернаторов Петербурга, Ленобласти, у которых на носу выборы, местных проблем Путин официально не коснулся.
На вчерашнем совещании в Киришах, где расположен крупнейший на Северо–Западе завод по переработке нефти "КИНЕФ", премьер обозначил новые перспективы развития отрасли, отнюдь не радужные для газового монополиста "Газпрома". Всего, по словам главы правительства, разведанные запасы природного газа в России составляют свыше 50 трлн м3, но они могут быть и выше. При этом увеличение объемов добычи природного газа в 2011 году на 3,1% (670 млрд м3) — это заслуга независимых компаний, доля которых в добыче российского газа уже достигла 24%, тогда как монополист так и не смог выйти на докризисный уровень добычи газа в 2008 году. Глава Минэнерго Сергей Шматко добавил, что это происходит в условиях, когда спрос на российский газ прошедшей зимой возрос на европейском рынке.
В связи с этим Владимир Путин призвал "поощрять рост эффективности в газовой отрасли, в том числе и за счет развития и стимулирования конкуренции". Для начала глава правительства жестко пресек недавнюю просьбу компании о повышении тарифов для промышленных потребителей 26,3%, хотя рост на этот год был уже обозначен в размере 15%. Дело в том, что для монополиста вдвое за последние годы вырос налог на добычу полезных ископаемых, и рост тарифов — единственный способ компенсировать выпадающие доходы в размере 64 млрд рублей.
Вместо этого Владимир Путин предложил обсудить "другие" меры поддержки, а "резервы искать не в повышении тарифов, а в уменьшении издержек". Очевидно, он все–таки учел результаты проверок Счетной палаты, согласно которым только в 2009 году потери "Газпрома" и его "дочек" из–за неправомерного расходования средств составили 28 млрд рублей, при том что инвестиционная программа составила 762 млрд рублей. К слову, Сергей Шматко потребовал, чтобы инвестпрограммы "Газпрома" согласовывались с его ведомством, что означает более жесткий контроль за расходованием средств.
Единственное, в чем премьер пошел навстречу компании, так это в том, что потребовал разобраться в долге на сумму 110 млрд рублей, который сегодня имеют 15 регионов. По словам главы правительства, эти деньги "застревают в коммунальных конторах", тогда как граждане добросовестно платят коммунальные платежи.
Подытоживая совещание, глава ФАС Игорь Артемьев сообщил журналистам, что предложение по передаче независимым компаниям вновь разведанных месторождений нашло поддержку у Владимира Путина. Руководитель ФАС также добавил, что "дошедший до каждой конфорки" "Газпром" должен уйти заодно и из розничного сектора, который следует передать специально аккредитованным компаниям. Кстати, реакция на это заявление последовала незамедлительно и была довольно болезненной. Пресс–секретарь Алексея Миллера Сергей Куприянов заявил, что компания по закону является монополистом на рынке транспортировки газа (хотя в начале года премьер потребовал допустить к траспортировке газа независимых производителей).
Профессор Государственного университета нефти и газа имени Губкина Борис Туманян считает, что для реализации озвученных на совещании решений нужны комплексные государственные программы и общий план развития отраслей. "Не думаю, что речь действительно идет о демонополизации газовой отрасли и премьер примет какие–то решения против "Газпрома", — говорит он. По словам эксперта, для нормальной конкуренции нужен аккредитационный орган на уровне правительства для независимых компаний. Впрочем, эта идея обсуждается уже несколько лет, но с мертвой точки дело так и не сдвинулось.