Программа перевода предприятий из центра Петербурга на окраины города и в Ленобласть набирает обороты

Автор фото: spb.knightfrank.ru

Предприятия Петербурга, планируя редевелопмент, тщательно продумывают сценарий. Прошедшие этот путь, сохранившие производство, подсчитывают экономическую выгоду. Но есть и неудачные примеры.

Промышленные территории занимают в Петербурге 19 тыс. га, что составляет 13,6% общей площади города. Только на территории исторического центра расположены 200 предприятий. Причем заводы и фабрики, корпуса которых изношены на 60-70%, занимают 2,2 тыс. га - почти половину центральной части мегаполиса. Для сравнения, в европейских столицах, которые уже прошли через процедуру редевелопмента, под "промкой" остается 10-15% центра. Это ориентир, к которому стремится и Петербург. Программа перевода предприятий на городские окраины и в Ленобласть с последующим редевелопментом освобожденных участков в Петербурге набирает обороты. Но успехи пока скромные.
"Самочувствие" предприятий после редевелопмента напрямую зависит от сценария, по которому эта процедура проходит. Основных вариантов три. Самый печальный - перепрофилирование через процедуру банкротства. Эта участь не миновала, например, завод им. Карла Маркса. В настоящий момент его территория частично занята офисными площадями, а самое предприятие закрылось. Из успешных проектов такого точечного редевелопмента эксперты называют БЦ "Фидель" на базе "Александро-Невской мануфактуры", бизнес-центры "Сенатор" на территории Обойной фабрики и фабрики "Россиянка". По оценке генерального директора Colliers International Петербург Николая Казанского, 15% городских бизнес-центров класса А и В являются примерами такого редевелопмента.
Второй путь - частичное перепрофилирование имущественного комплекса и получение арендного или иного дохода для развития производства на существующей площадке. По этому пути пошло, например, объединение "ЛОМО". "Русские самоцветы" перепрофилировали под торговлю и офисы значительную часть своей недвижимости на пл. Карла Фаберже. "Первые шаги редевелопмента носили хаотичный характер. Но к 2020 году мы намерены в 2 раза увеличить доходы от управ­ления недвижимостью. На данный момент они составляют около 20% в общей выручке компании", - поделился гендиректор "Русских самоцветов" Сергей Докучаев. "Мы тоже стремились оптимизировать наши активы. Поэтому построили жилой дом на бывшей фабричной земле на ул. Мира, а сейчас проектируем отель на втором освободившемся участке. На проекты в общей сложности ушло 5 лет", - рассказал генеральный директор "Первой мебельной фабрики" Александр Шестаков.
Третий возможный вариант - переехать на другую площадку, а потом продать или перепрофилировать старую. Так поступило, например, предприятие "Светоч", которое продало площадку на Петроградской стороне, а само перебазировалось на Петергофское шоссе. "В этом случае предприятие должно чувствовать себя неплохо, поскольку улучшается его логистика и появляется новая производственная база", - говорит директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Сергей Федоров. "Переезд нашего Механического завода в Шушары с Витебского проспекта тоже сопряжено с серьезной модернизацией. В создание новой площадки мы вложим 40 млн евро, купили новое швейцарское оборудование. Мощность нового завода будет в 2 раза выше, чем у нынешнего. Он будет производить до 500 тыс. радиаторов и конвекторов и до 100 башенных кранов в год. Надеемся окупить инвестиции лет за десять", - рассказал Вагиф Мамишев, глава ГК "Конрад", в которую входит Механический завод.
Большинство предприятий Петербурга сейчас находятся в стадии принятия решения, как проводить редевелопмент. "Силовые машины", например, на части своих площадок продолжают развивать производство, а для других участков ищут соинвестора для перепрофилирования. Предприятие является успешным, имеет пакет заказов на 10 лет и располагает определенным инвестиционным ресурсом. Заминка в том, что у него нет девелоперской компетенции.
"Ускорить процесс могла бы администрация города, если бы предоставила инвесторами промышленные площадки с уже подготовленной инфраструктурой (в этом случае процесс вывода производств сократился бы на полтора-два года). Но эффективных государственных программ в этой сфере нет. А инженерно подготовленная земля на периферии в дефиците", - говорит Александр Ольховский, вице-президент ВТБ.

Марина Зверева, директор по управлению имуществом компании "ЛОМО":

"Наше предприятие идет по пути сохранения производства. А поскольку концентрация активов - действенный способ борьбы с экономическими потерями, мы собираем их на основной площадке - на Чугунной улице. Всего у ЛОМО пять участков в разных районах города, их активно эксплуатируют арендаторы. Развитие этих территорий впереди. Сейчас мы с интересом изучаем опыт коллег, которые уже провели редевелопмент. Самые удачные, на наш взгляд, примеры - "Красный треугольник", "Набережная Европы" и технопарк в Горелово. По нашим данным, думают о выводе активов за пределы города также заводы им. Климова, "Компрессор", "Измерон". Так что процесс пошел. Но эффект от переезда редко перекрывает стоимость перебазирования. Поэтому вывод заводов идет медленно. И нуждается в поддержке властей - на федеральном и городском уровнях".