Идея покорения Америки все еще жива. Предприниматель построил бизнес для тех, кто завоевывает ее на мотоцикле.
"Начиналось все просто. Лет пять назад, изрядно поколесив по Европе, отправились с парнями за океан. Прихватили с собой боевых подруг. Жен, естественно, — рассказывает Павел. — У меня в Америке сын живет, помог организовать техническую поддержку. Весной случилась Флорида, осенью замахнулись на Калифорнию. По первому разу пришлось ребят уговаривать, во второй уже не пришлось".
Мотоциклы взяли напрокат в крупнейшей американской компании Eaglerider. Прокладывали маршрут, арендовали отели, искали достопримечательности по пути следования. Шли караваном из шести мотоциклов и автобуса с прицепом. Как–то в ходе деловой переписки парни из Eaglerider предложили открыть их представительство в России. Сначала Павел не придал этому значения, но через несколько месяцев зарегистрировал компанию Riderus. Теперь рулит не только мотоциклом, но и фирмой. Инвестиции составили $500 тыс.
Из панорамного окна офиса видно, как взлетают самолеты в Пулково–2. Во всю стену изображение Route 66. Два мотоцикла. Павел говорит, что ему нравится "движуха" вокруг, постоянное чемоданно–дорожное состояние.
Ахиллесова пята этого бизнеса — отношения со страховщиками. Каждый раз, когда клиент забирает мотоцикл, владелец на всякий случай должен с ним попрощаться навсегда. Но ущерб необходимо компенсировать, а эффективного механизма пока нет. Поэтому сейчас Riderus работает по индивидуальным и групповым турам в США, Европу и Австралию, в России предлагает только организованные групповые маршруты. Правда, с привкусом экстрима.
Перед каждым байкером, рассуждает Павел, обязательно стоят три главных вопроса: на чем, с кем и куда ездить. Вокруг них и строится деятельность компании. Она сдает в аренду мотоциклы или посредничает при их покупке и продаже, собирает сообщество байкеров, которые путешествуют по выверенным маршрутам.
Америка из седла мотоцикла выглядит совсем по–другому, чем из окна автомобиля. "В последнем туре проехали 3 тыс. км за 2 недели. Были в национальных парках Америки — Yosemite и Yellowstone. Последний любят показывать в фильмах катастроф: гейзеры, клубы пара, вырывающиеся из–под земли, бизоны бродят рядом — нереальное все, будто другая планета, — вспоминает Павел. — Испытали все: дождь, вьюгу, гололед, туман, потом жару. Были моменты, когда мы думали, что надо разворачиваться. Встретили ребят на заправке. Они спросили: "Вы туда? Туда не надо ехать. Впереди тайфун, буран". Мы и сами видим: черная стена впереди. Надели целлофановые пакеты на ноги — и поехали".
Несмотря на то что сейчас каждый сам себе турфирма, в Riderus считают, что полная неизвестность в пути хоть и повышает уровень адреналина, но все же не всегда хороша. В США несколько климатических зон, сложный рельеф, горы и пустыни, резкие перепады температур в течение дня.
Помимо отправки российских туристов–байкеров за рубеж Павел рассчитывает привлекать иностранцев в круглогодичные экстремальные туры по России.
Для этого он закупил несколько полноприводных мотоциклов "Урал" с коляской. Проложены сложные маршруты вокруг Ладожского и Онежского озер, из Архангельска, вдоль Белого моря через Каргополь и Вытегру, а также вдоль Беломорско–Балтийского канала и дальше в Заполярье до Хибин: "Там, где дорог нету, чтобы они пострадали немного". Работа на российскую и иностранную аудиторию позволит нейтрализовать сезонность этого бизнеса и минимизировать риски, надеется предприниматель.