Развлечения доведут до шопинга

Автор фото: Иванов Евгений

Сегодня абсолютно все крупные, а также ряд небольших торговых комплексов приглашают арендаторов, работающих в одном ценовом сегменте, и придерживаются единой концепции. Последняя, правда, редко отличается оригинальностью.

Формат торгово-развлекательного комплекса (ТРК) определяет наличие у объекта концепции и влияет на ее качество. Районные торговые центры, а тем более микрорайонные, частенько обходятся без концепции. Основной пул арендаторов представлен крохотными предприятиями, чаще всего индивидуальными предпринимателями, известных брендов в магазинах нет. Хотя встречаются и исключения.
Усиливающаяся конкуренция между ТРК приведет к тому, что с учетом концепции будут строиться не только районные, но и микрорайонные комплексы. Однако в уже сложившихся районах массовой застройки небольшим ТРК придется всерьез побороться с суперрегиональными "монстрами". И исход этой борьбы неочевиден. Если крупный торговый центр находится вдалеке от жилых домов, то суперрегионалу придется смириться с тем, что на подконтрольной ему территории успешно развивается конкурент. Если же крупный ТРК находится в шаговой доступности от жилой застройки, то ловить рядом с ним небольшим комплексам нечего.
Крупных ТРК, впрочем, не так много. По данным ASTERA, доля суперрегиональных объектов в общем объеме предложения площадей в торговых центрах города составляет приблизительно 18%. Сегодня в Петербурге можно выделить шесть современных суперрегиональных ТРК: две "Меги", "Гранд Каньон", "Радуга", "Галерея" и "Лето".
Покупатели, как правило, предпочитают большие ТРК, поскольку они предлагают больший ассортимент магазинов, ресторанов и развлекательных заведений. Развлекательная составляющая в ТРК выполняет функцию магнита, привлекая дополнительный поток посетителей в основную, торговую, часть комплекса: магазины и рестораны. "Из-за высокой насыщенности торговых центров в Петербурге конкуренция между ними очень высока, - говорит руководитель направления маркетинговых исследований коммерческой недвижимости консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Любава Пряникова. - Поэтому в последние годы в торговых центрах зоны развлечений развиваются очень активно".
Несколько лет назад в большинстве ТРК развлекательная составляющая включала в себя только кинотеатр и в лучшем случае несколько аппаратов-аттракционов. Сейчас активно развиваются парки развлечений, которые чаще всего ориентированы на детский и семейный отдых. Наиболее яркими примерами таких территорий являются "Дивный город" в "Гранд Каньоне", Happylon в "Галерее", "Гулливер-парк" в "Гулливере", "Дино-парк" в "Планете Нептун", "Дэйфи" в ТРК "Варшавский экспресс", Crazy Park в "Лете" и другие. В комплексах "Июнь", "Континент", "Невский-2" работает сеть парков развлечений GAME ZONA.
Девелоперы понимают, что грамотно разработанная концепция - залог успеха их проекта, однако большинство представленных в городских ТРК зон семейного отдыха не отличаются оригинальностью. Чаще всего они предлагают аттракционы и нехитрые шоу. Комплексно к семейным развлечениям подошли разве что в "Гранд Каньоне", где действуют площадка активного отдыха и развлечений и детский театр. "Мы считаем, что семейный отдых и, в частности, детский досуг нельзя ограничивать исключительно развлечениями и активными играми, - делится своими взглядами на устройство ТРК президент GC Development group, девелопера "Гранд Каньона", Мусса Экзеков. - Посещение театра предполагает совсем другое настроение и эмоциональное состояние ребенка, чем прыжки на батуте".