Европейский ЦБ разлил деньги по банкам

Автор фото: Яковлева Елена

530 млрд евро которые Европейский Центробанк согласился влить в финансовую систему отсрочат закат европейского союза, но не исключают его полностью. Поэтому судьба не только стран ЕС, но и партнеров союза - в том числе России оказалась в подвешенном состоянии.

Европейский ЦБ выдал местным банкам кредиты под "совершенно смешные" 1% годовых на сумму 530 млрд евро. Общий объем помощи достиг 1 трлн евро. При этом пациент пока скорее мертв, чем жив и это имеет самое непосредственное отношение к будущему России.
Последовательные критики европейского комплекса мер спасения из рейтингового агентства Standard & Poor's отмечают, что уже через два-три года мы можем стать свидетелями нового всплеска кризиса в Евросоюзе. Действия ЕЦБ и МВФ позволят отсрочить кризис ликвидности в европейской финансовой системе и смягчить рецессию. Но не решают "системных" проблем. В частности, банки южной Европы, кредитно-финансовые организации завязанные с долгами стран PIIGS остаются "слабым звеном".
Dp.ru обратился к экспертам, чтобы узнать - велики ли шансы избежать крушения европейского "Титаника". Вот что ответил на наши вопросы начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев.
Dp.ru: Насколько вероятно, что 530 млрд евро спасут экономику ЕС?
Александр Иванищев: Это политический лозунг, а суть проблемы в другом: ФРС через эту систему (помощи) привязывает к себе крепче еврозону. Ведь что было на самом деле – перед тем как Европейский Центробанк раздал огромное количество денег (местным банкам), он получил своп от ФРС в размере $1 трлн. Странная ситуация - почему европейский Центральный банк не может создать деньги сам? Ведь ЦБ может создавать деньги. Тем не менее он обращается за помощью к ФРС США, где конечно очень радуются, когда появляется спрос на такую огромную сумму. Что происходит дальше. ЕЦБ раздает деньги банкам по свершено смешной ставке – 1%, а европейские банки бегут с этими деньгами покупать всякого рода облигации...
Dp.ru: В том числе – американские...
Александр Иванищев: Да. В том числе – американские облигации. А потом они приносят их в ЕЦБ под залог взятых кредитов. Кто больше всего счастлив в этой ситуации? Естественно ФРС. Как долго может продолжаться этот процесс – фактически его можно крутить бесконечно. Раньше – до кризиса это было невозможно. В чем смыл кризиса – в том, чтобы печатный станок (ФРС) включил в свою орбиту как можно больше стран, приобрел глобальные функции. На самом деле – создается механизм "пристегивания" всех. В глобальной экономике не может быть нескольких печатных машин.
Dp.ru: На любую силу всегда находится другая – большая. Способен, например, Китай как-то изменить ситуацию?
Александр Иванищев: А там вообще все очень интересно. В конце прошлого года Китай и Япония создать некий "кондоминиум", объединиться. Появился проект создания единой азиатской валюты – "акю" (ACU - Asian Сurrency Unit). Вопрос – успеют ли они создать альтернативу доллару.
Dp.ru: А как же традиционное историческое противостояние Японии и Китая?
Александр Иванищев: Говорят – экономика всех мирит. Сейчас очень важно что? Пути и зоны мировой торговли. До последнего времени в международных расчетах доминировал доллар, но "долларовая зона" постепенно сужается. Если будут появляться достаточно обширные зоны, свободные от доллара, например в Азии – это будет означать, что доллар США, как основная резервная валюта, начинает утрачивать свои позиции.
Dp.ru: Сейчас Россия почти полностью зависит от экспортных цен на нефть и газ, которые продает больше чем на 50% в Европу. Не получится ли так, что когда Евросоюз развалится, вливания денег прекратятся, а Россия окажется у разбитого корыта?
Александр Иванищев: Ответ на этот вопрос во многом определится после 4 марта. Все зависит от того – как мы проголосуем...
Dp.ru: А что – есть разные варианты?
Александр Иванищев: Думаю, что нет. Но если посмотреть на общий тренд, то в последние десять лет были попытки восстановления суверенитета. Суверенитет во многом зависит от позиций собственной валюты. В частности, в момент кризиса Владимир Владимирович попытался отвязаться от "вашингтонского консенуса" – системы Currency board (режим при котором монетарные власти страны обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной - ред). Сейчас обстоятельства могут обостриться до такой степени, что придется делать выбор – быть или не быть. Либо мы остаемся в том же положении, либо начинаем действовать в интересах собственной экономики.
Dp.ru: Создается впечатление, что первый вариант больше устраивает правительство, которое совершенно отчетливо сдерживает развитие страны. Они это делают осознанно или поневоле? Если сознательно – то выбора в принципе не существует...
Александр Иванищев: Это не вопрос субъектной воли – так выстроена система. Когда ты в нее приходишь у тебя есть два пути – либо принимать правила, либо предложить свои. Но чтобы предложить – нужен какой-то свой ресурс.
Dp.ru: Например – ядерная бомба.
Александр Иванищев: Вот-вот. Если подняться над временным горизонтом, то можно увидеть, что в этой игре делаются серьезные ходы. Грузинская авантюра 2008 года – это был ход...
Dp.ru: Достаточно взглянуть на карту стран арабского мира, чтобы понять – ответный ход уже есть.
Александр Иванищев: Наши тоже отвечают – таможенный союз, создание единого экономического пространства. Из гущи событий кажется, что все эти ходы не связаны между собой напрямую, разнесены во времени. Но это единая система. Очень жесткая.