Вчера уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил раздать всех сирот в приемные семьи. Только ликвидация детских домов позволит сэкономить не менее 32 млрд рублей в год. Общая же экономия при передаче всех сирот в семьи может достигать 100 млрд рублей.
В минувший вторник
Павел Астахов выступил с прекрасной инициативой - в ближайшие годы закрыть большинство детских домов в стране.
На сегодняшний день в детдомах России находится 106 тыс. воспитанников. В Петербурге, к примеру, в детдомах и интернатах воспитывается около 2 тыс детей. Хотя официально в городе 15 тыс. сирот, большинство из них все же живет с родственниками или приемными родителями. За 2011 год в городе было официально усыновлено 811 детей.
На содержание одного ребенка в детском доме или интернате государство тратит от 300 тыс. до 2 млн рублей. Общая сумма, которую тратит государство на сирот, сейчас не публикуется. Дело в том, что деньги туда идут изо всех возможных источников. И из бюджетов: федерального, региональных и муниципальных, и от благотворительных организаций, и напрямую от граждан и организаций. По самым скромным подсчетам, ежегодно на сирот выделяется до 100 млрд рублей.
Деньги, которые государство сэкономит при закрытии интернатов и детских домов, Павел Астахов предложил направить в приемные семьи, что станет для потенциальных приемных родителей дополнительным стимулом.
Читайте также:
Астахов предложил упразнить детские дома
Трудно спорить с тем, что детский дом - не лучшее место для воспитания ребенка. Выпускники детдомов, как правило, не приспособлены к самостоятельной жизни, не имеют элементарных социальных навыков. Не говоря уже о таком преимуществе семьи, как родительская любовь и ласка.
Но неужели материальная несостоятельность потенциальных приемных родителей - это единственное препятствие на пути ребенка в семью?
Слова Павла Астахова прокомментировала Ольга Лукоянова, приемная мать, общественный помощник уполномоченного по правам детей в Петербурге: "Сейчас в России в принципе нет института приемных семей. На сегодняшний день большая часть приемных семей - это скрытое усыновление. Многие и хотели бы оформить усыновление, но не могут себе этого позволить".
Усыновление - принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного (со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей) и лишается льгот, которые он имел как сирота. "Отсюда рождаются два направления для работы: обеспечить условия для усыновления детей и создать институт приемной, а возможно и профессиональной семьи. И вот тут необходимо принципиально менять так называемое "общественное мнение". Ведь сейчас в обществе многие относятся к приемным родителям (как и к многодетным) с пренебрежением, считая, что дети в таких семьях - лишь средство к обогащению. Если при таких условиях просто предложить опекунам больше денег, негативное отношение может только усугубиться", - говорит Ольга Лукоянова.
По мнению экспертов, необходима профессиональная подготовка опекунов, социальное, психологическое сопровождение. Выполнить эту задачу в полной мере силами сегодняшних органов опеки и попечительства невозможно. Так как они давно выполняют роль надзирателей, а не помощников.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко предлагает пойти дальше - полностью перекладывать ответственность государства за сирот на плечи приемных родителей.
"Лучше подумать, как сделать усыновление в России более популярным. Сейчас разрабатывается законопроект о подготовке желающих усыновить ребенка. И к 2015 году соответствующие службы будут действовать во всех регионах," - заявлял министр в ответ на инициативу Павла Астахова. По закону в случае усыновления обязательства по обеспечению ребенка жильем также ложатся на родителей. Если же ребенок юридически не усыновлен, а, скажем, взят под опеку или в приемную семью, ему все еще полагается квартира. В 2011 году субсидии из федерального бюджета регионам РФ на обеспечение жильем детей-сирот составили 6,25 млрд рублей.
Еще одной инициативой Павла Астахова стало предложение по созданию "министерства семьи". Эта идея вызвала куда больше недоумения у экспертов. Во-первых, создание такой крупной государственной структуры, как новое министерство потребует бюджетных средств, что плохо вяжется с идеей омбудсмена изыскать дополнительные деньги для поддержки приемных семей. А во-вторых, семья интегрирована во все сферы общества и невозможно вычленить под юрисдикцию одного министерства все приблемы, связанные с семьей и детством. К тому же сейчас уже есть министерство здравоохранения и социальной политики, которое и должно заниматься вопросами семьи. Кроме того, в конце прошлой недели в российских СМИ появилась информация о скором разделении минздравсоцразвития на два министерства и о возможном увольнении Татьяны Голиковой. Возможно, именно Павел Астахов и хотел бы претендовать на один из министерских портфелей.