Надежда Фёдорова (nadezda.fedorova@dp.ru) Все статьи автора
21 февраля 2012, 12:26 1230

Городское правительство в первой половине 2012 года утвердит концепцию развития велосипедного движения в Петербурге

Фото: Trend/ Андрей Федоров

Развитие велоинфраструктуры в Петербурге поможет в борьбе с пробками, привлечет туристов, окажет влияние на разные виды бизнеса и даже сможет изменить стоимость недвижимости.

Власти Петербурга, похоже, решили всерьез заняться развитием велосипедного движения. По заказу комитета по транспортно-транзитной политике СПб (КТТП) уже подготовлена концепция и программа. Планируется, что в первой половине 2012 года правительство ее утвердит. Тогда уже в этом году в городе могут начать появляться новые километры велодорожек и велопарковки. В этом мы начинаем догонять Москву, где с прошлого года власти и заинтересованная общественность ведут активный диалог по этому вопросу.

Более половины жителей столицы хотят пересесть на велосипед

Более половины жителей столицы хотят пересесть на велосипед

708

Инициатором развития велодвижения в Петербурге был экс-вице-губернатор Юрий Молчанов. На одном из круглых столов "ДП" он даже заявлял, что сам готов пересесть на велосипед. Интересно, готов ли к этому вице-губернатор Сергей Вязалов, которому сейчас доверено курировать транспортную политику города.

Реализация всей концепции нацелена не менее чем на 10 лет и включает не просто строительство новых велодорожек и соответствующей инфраструктуры, но и нормативно-правовое регулирование процесса. Развитие велодвижения потребует внесения изменения в некоторые законодательные акты, ПДД и генплан города.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Велосипед должен стать полноценным видом городского транспорта, как в Европе, – отмечает Юлий Кунин, заведующий научно-исследовательским отделом ОАО "НИИАТ" (разработчик концепции). – В транспортном балансе европейских стран велодвижение составляет 5-15%, а в некоторых странах, например в Голландии, – 25%. Это очень весомая часть передвижения. И это люди самого разного возраста. Благодаря этому атмосфера в городе становится более гуманной, город начинает жить другой жизнью. Но главная задача концепции – это борьба с пробками".

Первый этап реализации программы потребует инвестиций порядка 2 млрд рублей. В результате город получит 1100 км велодорожек (которые в основном будут располагаться в парках и на дорогах, идущих в центр города и к станциям метро) и десяток перехватывающих велопарковок и велобоксов у метро. Со схемой размещения велодорожек на первом этапе можно ознакомится здесь.

Также предполагается, что к 2015 году, после реконструкции наб. Обводного канала, Пироговской наб., Тучкова и Дворцового мостов и Приморского пр., велосипедисты смогут там передвигаться без проблем. А в конце концов велодорожки и велополосы появятся на всех центральных набережных Петербурга и свяжутся в единую сеть.

В дальнейшем потребуется оборудование площадок для велосипедов в общественном транспорте, открытие новых пунктов проката и ремонта и т.п. Однако осуществлять все финансирование за свой счет власти не готовы и надеются на помощь частных инвесторов.

По подсчетам авторов концепции в Петербурге проживает 1,5 млн владельцев велосипедов (при этом, по данным ГИБДД, в городе зарегистрировано 1,38 млн легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам), поэтому велоинфраструктура понемногу развивается и без участия властей. Около торговых и бизнес-центров, некоторых университетов появляются велопарковки.

Государство тратит на содержание Первого канала миллиарды

Государство тратит на содержание Первого канала миллиарды

643

"Мы обязательно устанавливаем велопарковки около всех наших бизнес-центров, причем выделяем под них лучшие места, хотя могли бы оборудовать здесь VIP-парковку. Я сам всегда езжу на работу на велосипеде или мотороллере, – признается Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ". – Тут одни плюсы. На одну велопарковку помещается 10-15 велосипедов, а значит, 10-15 машин не приезжают, не занимают места и не загрязняют воздух".

Андрей Лушников считает, что сотрудники-велосипедисты не нуждаются в особом поощрении, поскольку "они сами себя поощряют, улучшая здоровье". Но такие поощрения могут появиться, если в России введут распространенную в Европе практику предоставления налоговых льгот предпринимателям, сотрудники которых пользуются велосипедами.

Символично было бы, если бы велопарковки появились возле зданий городского правительства, парламента и комитетов. Это бы наглядно показало, что город действительно становится дружелюбным для велосипедистов.

В Европе развит велошеринг, когда можно взять велосипед на парковке в одном конце города, а сдать на другом. В Петербурге со временем могла бы развиться такая система. Александр Иванов, владелец компании "Скатпрокат" (занимается прокатом и дистрибуцией велосипедов), уверен, что развитие такой системы опять же должен взять на себя город.

"Если власти этим займутся и откроют городские пункты проката, мы с удовольствием будем поставлять туда велосипеды, – говорит Александр Иванов. – Расширять же количество наших пунктов мы пока не планируем. Арендовать помещения, которые будут работать только 3 месяца в году, нерентабельно". В готовности развивать систему велошеринга и велопроката при условии содействия властей признался "ДП" и руководитель российского представительства производителя велосипедов Electra Раймонд Меднис.

Однако опытные велосипедисты уверены, что пока рано создавать такую систему. "Сначала нужно создать велоинфраструктуру, а только потом проводить кампании и привлекать новых велосипедистов. Пока же ездить по городу страшновато, трафик большой. Велосипедисты часто гибнут под колесами автомобилей", – сетует генеральный директор клуба "ВелоПитер" Илья Гуревич.

Помимо понятного влияния на бизнес по продаже и прокату велосипедов, возможно, развитие велоинфраструктуры изменит и структуру доставки товаров. Сейчас, когда растет доля покупок через Интернет, велика вероятность, что при доставке малогабаритных товаров компании пересадят своих курьеров на велосипеды. Это снизит нагрузку на трафик и, может быть, удешевит доставку.

В любом случае важно, чтобы движение по велодорожкам другому транспорту было категорически запрещено. Иначе по ним начнут ездить на мотороллерах, создавая помехи для велосипедистов. Или же они будут использоваться для парковки автомобилей.

Когда на велосипеды пересядет значимое количество людей, можно будет говорить об изменении статуса объектов недвижимости, расположенных вдоль велодорожек. На данный же момент, по мнению Зоси Захаровой, руководителя отдела проектов аналитических исследований АРИН, маловероятно, что строительство велосипедных дорожек окажет влияние на цены и ставки коммерческой недвижимости поблизости. "Что касается жилья, появление рядом с ЖК велосипедных дорожек сможет увеличить привлекательность в глазах покупателей. Застройщики уже этим пользуются", – отмечает аналитик.

"Появление велодорожек будет позитивно прежде всего для магазинов, ориентированных на пешеходную доступность: стрит-ретейл, магазины у дома. Однако, увеличит ли это стоимость таких объектов недвижимости, прогнозировать пока сложно", – заключает Сергей Фёдоров, директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге.

Новости партнеров
Реклама