Генеральный директор РСУ "Строй-Сервис" Александр САДЫГОВ рассуждает о системном кризисе в ЖКХ и возможных путях его преодоления.
Известно, что в энергетический комплекс Северной столицы вкладываются огромные средства, реализуются крупные инвестиционные проекты. Многоквартирные дома оборудуются приборами учета, а при их регулировании рвутся инженерные сети. Люди подолгу мерзнут, тратят лишнюю электроэнергию и газ, чтобы хоть как-то обогреть свое жилище, но перерасчет за недопоставку тепла, как показывает практика, будет мизерным.
В начале февраля в Петербурге произошло несколько повреждений теплотрасс и линий горячего водоснабжения в различных районах. Это лишний раз подтверждает факт системного кризиса в ЖКХ страны. Энергоснабжающие организации научились соблюдать свою коммерческую выгоду, но, на мой взгляд, не приобрели привычку заботиться об интересах потребителей, которые, собственно, и приносят им доход. Точнее, не привили им эту привычку мы, граждане.
Многие называют тормозом на пути к конструктивным взаимоотношениям между коммунальным комплексом и населением посредничество управляющих компаний в большинстве домов города. Известно, что почти три четверти домов Санкт-Петербурга реализуют лишь одну из трех возможных схем управления своим хозяйством, которые регламентируются ч. 2 ст. 160 Жилищного кодекса (ЖК) РФ. Напомню ее содержание:
2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из
способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Логично предположить, что можно улучшить ситуацию в коммунальном комплексе Северной столицы, минимизируя присутствие недобросовестных управляющих компаний и развивая первый и второй способы управления многоквартирными домами.
При этом станет необходимым заключение прямых договоров между потребителями коммунальных услуг и их исполнителями. Подобная практика сейчас существует лишь при поставке электроэнергии и газа, но и в этом случае за внутридомовые сети отвечают управляющие компании. Необходимо уходить от этого обременительного посредничества и так выстраивать договорные отношения, чтобы энергоснабжающие организации брали на себя ответственность за эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей. Только так можно наладить конструктивное взаимодействие между населением и естественными монополистами.
Кроме того, людям необходимы четкие и выверенные стандарты с системой оценки качества жилищных и коммунальных услуг. Причем система должна быть понятной простым гражданам, не являющимся специалистами в области эксплуатации недвижимости. В дополнение к стандартам необходимо на федеральном и региональном уровнях законодательно закрепить жесткий перерасчет за некачественные жилищные и коммунальные услуги и ввести систему штрафов.
К сожалению, многие россияне сегодня убеждены, что такую инертную сферу, как ЖКХ, трудно модернизировать – слишком сильны традиции некачественного советского обслуживания населения, порожденные отсутствием рынка и здоровой конкуренции. Однако за последние годы предприятия этой отрасли подтянули цены на свои услуги практически до уровня рыночных и освоили современные способы сбора платежей. Резонно предположить, что они могут поднять и качество своих услуг до приемлемого уровня, если с них начать строго спрашивать. В связи с этим обращаю внимание читателей на ст. 165 ЖК РФ, которая называется "Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами".
Мне кажется, помощь гражданам со стороны органов местного самоуправления будет эффективнее, если закон им предоставит больше полномочий. В частности, согласно ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, органы местного самоуправления могут проверять деятельность УК, однако порядок таких проверок определяет орган исполнительной власти. В той же статье (ч. 4 и 5) обозначено право органа местного самоуправления получать информацию о тарифах, объемах работ предприятий ЖКХ и т.п. – в общем, иметь исчерпывающие сведения о том, насколько эффективно и качественно обслуживается население. Но опять-таки порядок, сроки, периодичность и форма предоставления такой информации определяются исполнительной властью – самим правительством России. Замечу: то, что делается сейчас по поводу раскрытия информации работы управляющих организаций, считаю пустой тратой времени. Рядовой горожанин вряд ли поймет всю эту сложную отчетность, да и цифры можно попросту придумать. Необходимы другие методы, а именно независимые проверки с привлечением специалистов из других регионов.
В процессе анализа ситуации в российском ЖКХ и жилищного законодательства волей-неволей приходит мысль о том, что многие беды отрасли порождены излишней опекой со стороны исполнительной власти. Думаю, что пришло время делегировать некоторые полномочия исполнительной власти органам местного самоуправления, бизнесу и гражданам.