Рынок автозаправок уходит нефтяникам

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

В 2011 году нефтяные компании заметно усилили свои позиции на топливном розничном рынке Петербурга и Ленинградской области.

В Петербурге и Ленинградской области насчитывается около 700 АЗС. Из них больше половины принадлежат крупным нефтяным компаниям, среди которых "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", ТНК-ВР и др.
За последние 1,5 года доля вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по количеству автозаправок выросла с 45 до 53%. И тенденция к увеличению доли ВИНК сохраняется, уверен президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. На сегодня розничные сети нефтяных компаний и независимые операторы работают в неравных условиях. "ВИНК отпускают топливо по высоким оптовым ценам, а в своих розничных сетях продают бензин дешевле. В такой вилке независимым компаниям очень тяжело, некоторые из них вынуждены продавать свой бизнес", - сетует Олег Ашихмин. Эксперт полагает, что сейчас, по сути, идет создание рынка, на котором будут работать не более пяти-шести компаний.
Наиболее активно в этом году развивалась сеть АЗС "Газпром нефть". За 2011 год компания открыла шесть станций в Петербурге и пять - в Ленобласти. До конца 2011 года оператор планирует ввести в эксплуатацию еще семь АЗС, из них пять в Петербурге и две в Тосненском и Всеволожском районах Ленобласти. Таким образом, к концу года сеть АЗС "Газпром нефть" в городе и области будет представлена 54 станциями, из которых 44 АЗС - в Петербурге и 10 - в Ленобласти.
В 2012 году компания продолжит активно расширять свою сеть АЗС, уверяет Валерий Ледовских, генеральный директор ЗАО "Газпром нефть-Северо-Запад". Всего в следующем году планируется ввести в эксплуатацию не менее 10 АЗС.
Открывать ежегодно от пяти до десяти новых АЗС в городе и области планирует скандинавская ВИНК "Статойл". К концу 2011 года иностранный оператор рассчитывает закончить строительство трех АЗС в Северной столице, которые смогут заработать уже в первую неделю января.
Компания рассматривает возможности для расширения сети как путем приобретения участков и строительства АЗС с нуля, так и покупку уже действующих объектов с приведением их в соответствие с корпоративным стилем компании, сообщил Сандис Штейнс, глава российского бизнес-подразделения Statoil Fuel & Retail.
В "Газпром нефти" также не скрывают, что готовы приобретать АЗС конкурентов.
В условиях жесткой конкуренции независимым операторам в 2011 году пришлось продавать свои АЗС. Так, три автозаправки "Фаэтона" были проданы "Киришиавтосервис" (принадлежит "Сургутнефтегазу").
"Несте"  купила четыре АЗС у частной компании, название которой не раскрывает. В начале 2012 года эти АЗС начнут работу под брендом Neste Oil. "Планы компании предусматривают продолжение ребрендинга и дальнейшее расширение сети АЗС. Покупка действующих автозаправок - это один из путей расширения сети, и мы готовы рассматривать интересные предложения", - заявил генеральный директор ООО "Несте Санкт-Петербург" Индрек Каю.
При этом говорить о консолидации петербургского рынка пока рано. "Ведущие участники рынка топливной розницы могут приобретать станции небольших независимых сетей, которые по тем или иным причинам выставляются ими на продажу. Назвать этот процесс консолидацией рынка сложно. Консолидации рыночных долей крупных игроков не происходит. Конкуренция на топливном рынке по-прежнему велика", - считает Валерий Ледовских.
Чтобы привлечь как можно больше клиентов, операторы топливного рынка сегодня стремятся открывать автозаправочные станции с максимально полным набором услуг: магазин, кафе, мойка и пр. "Наша компания открывает стандартные станции, при этом дополнительным услугам уделяем повышенное внимание, - говорит Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора ПТК. - Мы рассматриваем западный вариант развития, где АЗС выступает и магазином шаговой доступности, который работает круглосуточно, и кафе, где можно посидеть в любое время дня и ночи, и т.д.".
На тех участках, где нет возможности развернуться или это нецелесообразно, к примеру, по соседству расположен супермаркет, компании открывают автоматические АЗС. По словам Леонида Чурилова, в отсутствии технических условий данный формат АЗС еще интересен тем, что позволяет экономить на отчислениях в фонд оплаты труда. По разным оценкам, доля автоматических станций в Петербурге сегодня составляет порядка 10-15% от общего количества автозаправок.
Таким образом, убеждены эксперты, розничный топливный рынок будет развиваться по двум направлениям: одновременно будут появляться АЗС с полным набором услуг и автоматические станции.