Финал 2011 года позволил сохранить главную интригу: побежден ли финансовый кризис. Разнонаправленное движение индексов и отсутствие характерного ралли в России перед каникулами говорит - стоит ждать сюрпризов.
Аналитики финансового рынка расходятся в своих оценках ситуации. Многие говорят, что 2012 год Дракона станет годом перелома в мировой экономике - инициатива перейдет к развивающимся странам (такая версия, в частности, присутствует в прогнозах инвестиционного банка Goldman Sachs).
На самом деле, очевидно, что, несмотря на трудности с долгами, страны "первого мира" не захотят отдать инициативу по доброй воле и уж скорее используют недавних аутсайдеров в своих целях. Лидеры мировой экономики могли бы рассчитаться со всеми долгами (не только своими, но и соседей) не доводя ситуацию до крайностей. Это означает лишь то, что пролонгированный мировой финансовый кризис необходим реформаторам, имена которых обычно не называются прямо, но о которых часто говорят Нуриэль Рубини, Джордж Сорос и Михаил Хазин. Как правило, речь идет о некой международной финансовой элите. О ней также пишут обозреватели Bloomberg.
Последние предновогодние торги на объединенной российской фондовой бирже завершились ростом индексов. Индикатор биржи ММВБ вырос более чем на 1% до 1402,23 пункта, индекс РТС – на 1,23% до 1381,87.
Дальнейший рост пресекла фиксация прибыли игроками. Но интереснее – почему перед новым годом российский рынок не сделал заметного движения вверх. И тут, среди возможных версий наиболее вероятная – отток капитала из страны, который эксперты связывают с ростом политических рисков.
Читайте также:
Интерес к риску не дает рублю падать
Фондовый рынок выступает, как индикатор опасений: риски традиционно закладываются в совершение транзакций и если в какой-то момент инвесторы начинают уходить – это является поводом задуматься о перспективе.
Премьер-министр России
Владимир Путин незадолго до Нового 2012 года заверил россиян, что последствия мирового финансового кризиса для России исчерпаны (ранее про остров стабильности в море кризиса говорил его петербургский соратник – ныне отставленный глава Минфина РФ Алексей Кудрин). Однако по итогам года индекс ММВБ потерял около 17%, а РТС свыше 22%. Притом, что годом ранее эти индикаторы прибавили по 20% каждый. А это значит, что кризис не миновал, и его последствия, увы, еще проявят себя.
Если "перестройка" Михаила Горбачева, все-таки, носила достаточно локальный характер, то происходящее в мире сейчас затрагивает все страны со сколько-нибудь развитой экономикой. США переживают беспрецедентный кризис финансов из-за долга в $15 трлн, Япония понесла в 2011 году чудовищные потери из-за землетрясений и аварии на АЭС «Фукусима». Европейский союз находится на грани частичного банкротства и развала. Ситуация в КНР – оттеснившей на задний план всех кроме США настолько непрозрачна, что гарантий успеха дать не может никто даже за Великой Китайской стеной.
Россия, несмотря на бесчисленные обещания властей слезть с сырьевой иглы, судя по последним версиям международных инвестбанков, сделать этого не сможет, минимум до 2020 года. В данном случае страна выступает, как ведомый. Поэтому любая "стабилизация" в ее случае спорна.
Разумеется от нового года хочется ждать только хорошего. Но здесь надо вспомнить старую пословицу – "хочешь мира – готовься к войне". Понятно, что без сюрпризов в сфере финансов 2012 год – год Дракона - не обойдется.