Монополисты давят на бензин

Автор фото: Яковлева Елена

Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин рассказал, почему в 2011 году так сильно подорожал бензин, и кто в этом виноват. По его оценке, если бы не дефицит, топливо могло бы стоить сейчас на 3-4 рубля за литр дешевле.

Давайте для начала поговорим об итогах 2011 года. Как изменился топливный рынок за прошедший год?
В 2011 году на рынке произошел ряд изменений, которые серьезно повлияли на работу всех нефтяных компаний. Во-первых, в начале года начал действовать новый технический регламент, согласно которому топливные компании должны производить нефтепродукты нового стандарта – Евро 3. Во-вторых, серьезно увеличились объемы потребления бензина. Кризис остался в прошлом, все компании активизировали свою деятельность, появился ажиотажный спрос на новые автомобили, а соответственно увеличилось и количество потребляемого топлива. В-третьих, в начале 2011 года были подняты акцизы на бензин. Сам факт поднятия акцизов привел к росту цен еще в конце 2010 года. И уже в начале 2011 года мы столкнулись с дефицитом нефтепродуктов и увеличению стоимости топлива на оптовом рынке.
На ваш взгляд, рынку удалось безболезненно решить эти проблемы?
В правительстве в феврале месяце состоялось совещание, на котором обсуждались эти проблемы. Был утвержден целый список мер административного характера, которые в идеальной ситуации могли бы стабилизировать рынок. Однако этого не произошло. Антимонопольная служба потребовала тогда от нефтяных компаний снизить цены на топливо. Для решения проблемы с дефицитом топлива было решено, в первую очередь ,насытить внутренний рынок, а уже потом поставлять нефтепродукты на экспорт. Правительство даже пошло на введение так называемых запретительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. А для того, чтобы ввести на рынок рыночные механизмы регулирования и получить хоть какой-то объективный индикатор цен, было решено отправить часть топлива на продажу на биржу. Решение о продаже 15% топлива внутреннего рынка через биржу, правда, носило рекомендательный характер.
Почему, на ваш взгляд, эти меры не повлияли на ситуацию на рынке?
Все меры были продуманы правильно, однако частные интересы нефтяных компаний и перегибы на местах еще больше усугубили ситуацию. Часть производителей решила, что нужно насытить нефтепродуктами только свои розничные сети, и начала игнорировать интересы своих конкурентов на розничном рынке. Эта ошибка очень быстро проявилась в Алтайском крае. «Роснефть» тогда, исходя из квот прошлого месяца, поставила топливо в регионе только на свои заправки, посчитав, что частные сети АЗС найдут топливо где-то еще. Но чуда не произошло, и независимые АЗС остановили свою работу. В регионе начался ажиотаж, на заправках «Роснефти» мгновенно кончился бензин и весь регион встал. Для «Роснефти» этот эксперимент закончился серией увольнений.
А куда был направлен тот объем нефтепродуктов, который обычно поставлялся на частные АЗС?
Во-первых, на рынке действительно был острый дефицит нефтепродуктов. Для того, чтобы обеспечить регион необходимым количеством топлива, вертикально-интегрированным компаниям (ВИНК) надо было отказываться от части контрактов на экспорт. Этого они, естественно, делать не захотели, поскольку это самая прибыльная статья доходов топливно-добывающих компаний. Во-вторых, откуда-то монополисты должны были взять 15% топлива, чтобы поставить его на биржу. В итоге они перестали поставлять нефтепродукты по прямым договорам с независимыми операторами АЗС. К тому же, в течение года заводы закрывались на реконструкцию для того, чтобы установить новое оборудование и соответствовать новым техническим стандартам. У «Роснефти» например на реконструкцию закрывалась вся Куйбышевская линия заводов.  В итоге ВИНК-и не смогли насытить региональные рынки нефтепродуктами.  
Дефицит нефтепродуктов, насколько я понимаю, вернул рынок к системе квотирования?
Да, после весеннего кризиса заговорили о введения квот для объемов поставки бензина в регионы. Сейчас у каждой вертикально-интегрированной компании есть свой регион, за поставку топлива в который она отвечает. Однако когда компания выставляет топливо на биржу, она не может контролировать, куда это топливо уйдет, поскольку его могут купить представители любого региона. Получается, что насыщены топливом только самые обеспеченные регионы, а остальные остаются без бензина. Для возникновения на Северо-Западе топливного кризиса аналогичного Алтайскому достаточно ситуации, когда один из независимых операторов не докупит 15-20 тыс. тонн. Это очень немного. В итоге многие топливно-добывающие компании заявили о том, что не готовы работать через биржу и в свои регионы будут поставлять топливо по квотам, чтобы избежать кризиса. Квотирование привело к оттоку нефтепродуктов с самой биржи. Поэтому сам биржевой механизм в 2011 году так и не заработал.
Насколько сильно все это повлияло на стоимость бензина на рынке?
На мой взгляд, цены могли быть на 10-15% ниже существующих. Однако монополисты подошли формально к сдерживанию роста цен. На свои АЗС они поставляли топливо по ценам, которые требовала антимонопольная служба, а на оптовом рынке продолжали устанавливать собственные цены.  А когда возникали вопросы, получалось, что во всем виноваты независимые операторы, которые завышают цены на собственных заправках.
Можете подробнее объяснить механизм формирования цен на розничном рынке нефтепродуктов?
Тут сработали два простых механизма. На бирже ВИНК выставляет небольшое количество топлива по хорошей цене. Оно моментально раскупается, поскольку на рынке дефицит топлива. В итоге на рынке цена на литр топлива уже на 2 рубля дороже.  Топливно-добывающие компании начали сразу обращаться в антимонопольную службу с просьбами признать стоимость топлива на бирже рыночной ценой.  Сотрудники ФАС пришли в ужас от  такой идеи.
Еще один механизм заключается в том, чтобы увеличить оптовую цену для независимых трейдеров по прямым поставкам. В итоге цены на частных АЗС растут, а руководители топливно-добывающих компаний идут в правительство и говорят о том, что не могут так сильно сдерживать рост цен в ситуации, когда на рынке топливо на 2 рубля дороже, и поднимают цены на бензин на 1 рубль.  
Отличалась ли ситуация в Северо-Западном регионе от общероссийской?
Киришский нефтеперерабатывающий завод – единственный в Северо-Западном регионе. Однако Северо-Западный региона, как ни странно, практический единственный регион в стране, который не закреплен ни за одной нефтяной компанией. В итоге, компания «Сургутнефтегаз», которая поставляет 65% нефтепродуктов в регион, решила совсем отказаться от прямых договоров поставки и продавать все топливо на внутреннем рынке через биржу.  Все независимые операторы Северо-Западного региона, у которых были заключены договора поставки на весь 2011 год, с середины года просто перестали получать топливо по ним. Топливный союз направил коллективную жалобу в антимонопольную службу от всех коммерческих сетей АЗС региона. Также отдельно в антимонопольную службу обратились  компании «ПТК» и «Фаэтон». Однако какие-либо решения по этому вопросу будут лишь в начале 2012 года.  Если раньше независимые операторы заранее знали, сколько топлива в следующем месяце получат и по какой цене, то теперь они каждый раз находятся на грани. Они вынуждены закупать топливо на бирже, где стоимость 1 тонны бензина на 2-3 тыс. рублей дороже, чем по прямым договорам. В итоге, розничная стоимость бензина на независимых АЗС на 1,5-2 рубля выше, чем на заправках топливно-добывающих компаний. К тому же нет никакой гарантии, что завтра топливо не уйдет в другой регион и частным операторам придется закрутить пистолеты.
Однако биржевой механизм все равно когда-то будет запущен…
Все независимые операторы  уже закупают топливо на бирже и не видят в этом серьезных сложностей. Но в ситуации, когда не все нефтяные компании полностью перешли на работу через биржу, решение «Сургутнефтегаза» о полном отказе от прямых договоров грозит региону серьезными проблемами.  Огромные объемы топлива уходят в другие регионы, а у розничных сетей нет альтернативных источников получения нефтепродуктов.
А почему независимые операторы не могут закупать топливо у других нефтяных компаний?
Мы можем это делать, но необходимого количества топлива другие поставщики северо-западным операторам просто не смогут дать, поскольку они обязаны насыщать топливом другие регионы.
Получается, уже полгода независимые операторы работают по новой схеме, и пока каких-то серьезных последствий потребитель на себе не ощутил?
У всех операторов разный запас прочности и финансовых ресурсов. Кого-то хватило на один месяц кого-то на полгода, кого-то хватит на год. Но сейчас все балансируют на грани и никто не даст гарантии, что завтра этот баланс не будет нарушен.
А вы можете оценить, на сколько хватит запаса прочности у независимых операторов северо-западного региона?
Сейчас этого никто не сможет оценить. Может быть, еще на полгода, а может быть, и месяца не протянем. Вы поймите, что если завтра произойдет реальный сбой поставок и бензин уйдет в другие регионы, то частные операторы уже ни за какие деньги не смогут купить топливо. Да и пока цены выросли на 2 рубля это не так заметно, а если литр бензина подоражает на 5 рублей и больше?
Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Во-первых, мы добиваемся того, чтобы все операторы АЗС - и независимые и принадлежащие топливно-добывающим компаниям – работали в равных условиях. Если кто-то получает нефтепродукту по прямым договорам, то все должны работать по такой схеме, а если нефтепродукты выставляются на биржу, то все сети должны закупать их через биржу.
Как вы думаете, когда биржа сможет заработать в полную силу?
С 2000 года были первые попытки создавать сырьевую биржу в Петербурге. Сейчас мы очень продвинулись в этом вопросе. С 2012 года вступает в силу третий пакет антимонопольных поправок, в котором очень много внимания уделяется именно правилам работы на бирже.  Сейчас полностью изменилась команда, работающая на товарно-сырьевой бирже. Вначале руководить ей пытались нефтяники, а теперь пришла команда биржевиков. Если сейчас все нефтяные компании начнут продавать свое топливо через биржу и будут выполнять все правила работы на ней, то  цена на топливо, которая будет формироваться там, будет считаться рыночной.  Это позволит антимонопольной службе предотвращать необоснованный рост цен на рынке. Если ВИНК будет поставлять своим сетям топливо ценам ниже биржевых, ФАС сможет влиять на поставщиков. Также будет регулироваться и работа независимых операторов в случае завышения цен. Сейчас говорить о том, что на бирже формируется рыночная цена, нельзя, поскольку там выставляется слишком маленький объем топлива. Еще один важный момент заключается в том, что торговля через биржу позволит розничным сетям не зависеть от конкретного поставщика и цены, а ориентироваться на качество продукции. Сейчас самое главное отработать механизмы, которые позволят избежать сговоров и спекуляций на бирже. Если будут найдены такие рычаги влияния, то эта система может заработать очень быстро. Но в реальности на это может уйти около пяти лет.
А что будет, если все объемы топлива будут реализовываться через биржу, а вертикально- интегрированные компании будут поставлять своим сетям топливо по прямым договорам?
В этом случае антимонопольная служба сможет повлиять на них и заставить поставлять топливо своим АЗС по рыночным ценам, то есть по тем ценам, которые формируются на рынке.  И тогда все участники рынка все равно будут в равных условиях. При этом большинство нефтяных компаний уже сейчас готово работать по такой схеме. Нужно просто запустить весь механизм.
Какой прогноз вы можете сделать на 2012 год? Будет ли расти стоимость топлива? Стоит ли нам ожидать кризиса?
Я думаю, что новогодние праздники и начала года пройдут спокойно. До президентских выборов 4 марта следующего года, цены на рынке и объемы топлива будут удерживать на необходимом уровне. Но как только пройдут выборы, и начнется дачный сезон, все те бреши в существующей системе, которые все это время усердно закрываются, станут очевидны, и тогда мы столкнемся с серьезными проблемами.
Что может произойти, если  ситуация не изменится?
Мы лишимся большинства независимых операторов, столкнемся с ростом цен и резким дефицитом сырья. Сейчас частные АЗС по России занимают 60% рынка, а в Северо-Западном регионе – 50%. С 2005 по 2010 год в Петербурге и Ленобласти не было продано практически ни одной заправки, а розничные сети только наращивали объемы своего присутствия в регионе. Но уже за прошедший год компания «Башсервис» продала 4 АЗС, «Фаэтон» - 3 АЗС, ARIS – 2 АЗС, «Керри» - 2 АЗС.
Это происходит из-за того, что заправочные станции работают с нулевой прибылью. Еще в марте, когда останавливали свою работу ряд АЗС «Газпром Нефти» и «Лукойла» в регионе, и я говорил о возможности серьезного кризиса, меня все называли паникером. Тогда проблему удалось решить, но удастся ли сделать это сейчас, когда независимые операторы работают на пределе своих возможностей? Вряд ли.