В кофейнях и барах завелся старый неаполитанский обычай - подвешивать кофе. Гость может для себя купить одну порцию, а оплатить несколько. Ими воспользуется любой пришедший.
Подвешенным или висящим кофе в России называют Un caffe sospeso. По–итальянски "подвешенный" совпадает по звучанию с эспрессо. В русском языке сохранить игру слов невозможно. Правильнее было бы называть кофе оставленным. Рассказывают, что в Москве на Сретенском бульваре всего за какой–то месяц обычай прижился. Обеспеченные студенты столичных вузов оставляют кофе. За ним приходят аккуратные бабушки–пенсионерки, не тратят ни копейки и уходят благодарными.
Судя по отзывам в Cети, в России уже не менее 10 заведений, в которые можно заявиться и совершенно спокойно попросить бесплатный кофе. Пропагандистом кофейного обычая в Италии считается Тонино Гуэрра, писатель и сценарист, работавший с Феллини и Антониони. В России обычай подхватила радиостанция "Серебряный дождь". Для продвижения обычая нужно немного: скачать стикер акции, приклеить его на стену заведения, чтобы гости понимали: здесь можно купить кофе себе и ближнему. Еще нужна доска учета. На ней бармен мелом отмечает, сколько "лишнего" кофе куплено и сколько востребовано.
В баре "Веселый Роджер", который на многочисленных форумах пользователи рекомендуют друг другу как первое в Петербурге заведение с подвешенным кофе, нужных опознавательных сигналов нет. И это сразу расстраивает. Но все равно спрашиваю у барменши: "У вас есть подвешенный кофе?" - "Какой?!" - "Подвешенный. Ну, бесплатный", - смущаюсь я. Приветливая улыбка барменши становится надменной, но я не теряю надежды: "А я могу купить подвешенный кофе? Для кого–нибудь?" - "У нас - нет", - отвечает девушка, и я ухожу ни с чем.
"Ну вот видите, персонал у нас не знает еще, хотя я всю неделю им объяснял", - жалуется генеральный директор "Веселого Роджер" Виктор Викторович.
Читайте также:
Fazer нальет и кофе и коктейль
Управляющий кафе "Большая медведица", в котором я, полистав форумы, тоже надеялась найти бесплатный кофе, категоричен: "Нет, не было и не будет". Похоже, когда речь идет о чем–то бесплатном, управляющие заведениями общепита делятся на две неравные категории: скептиков и альтруистов.
Скептики уверены, что на халяву сбежится контингент не то что с улицы, а с самого ее дна и испортит ауру и имидж заведения. Альтруисты, как Виктор Викторович, считают, что "не те люди" форумов не читают, в Facebook не заходят и им даже в голову не придет спрашивать подвешенный кофе. Более того, похоже, и продвинутой публике подвешенный кофе не особенно–то нужен: в "Веселом Роджере" за 3 недели с момента участия в акции подвесили пять кофе, а не взяли ни одного, рассказал Виктор Викторович.
"Люди подвешивают больше кофе, чем берут, - соглашается Антон Вдовиченко, бариста кафе «Книги и кофе», тоже подхватившего модную тенденцию. - У нас сейчас висит пять чашек, а в первую неделю акции бывало по семь и восемь".
Что движет людьми, которые подвешивают кофе? Кто–то помнит себя в стесненных обстоятельствах, а кто–то "прочищает карм", зарабатывает бонусы на черный день. Студенты подвешивают кофе для себя, на будущее, рассказывает Антон.
"Себестоимость чашки кофе в России составляет 13–14 рублей", - знает Максим Макшанов, генеральный директор Coffeeshop company. Получается, что, продавая дополнительные порции, заведение увеличивает ежедневную выручку. Эспрессо стоит 60–80 рублей. Если он остается невостребованным, получается, что наценка на порцию без особых усилий со стороны рестораторов вырастает до 1000%.
"Подвешенный кофе - это скорее маркетинг, чем социальный тренд. В России нет традиции посещать кофейни, как в Италии. У нас этот обычай вряд ли приживется", - считает Максим Макшанов.
Россию называют традиционно чайной страной. Зато она занимает первое место в мире по количеству потребляемого растворимого кофе. Если верить официальной статистике, порошковый кофе пьют 74–75% населения.