Лодка для Путина

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Николай Мнев, генеральный директор ООО "Мнев и К", первую лодку собрал дома на коленке из подручных материалов, а теперь в одной из его лодок рыбачит Владимир Путин.

"Это не мы его посадили. Он сам сел. У него вариантов не было: наши лодки есть везде, особенно в государственных структурах, у пограничников и на спасательных станциях", - рассказывает Николай.
Изображение премьер-министра Владимира Путина в компании с главой МЧС Сергеем Шойгу на лодке с логотипом "Мнев" обошло все телеканалы и информ­агентства: с нее премьер нырял на дно Азовского моря за амфорами.
В середине 1980-х Николай с товарищами организовал кооператив "Каравелла" и делал лодки из плотов, которые списывало Балтийское морское пароходство. Плоты стоили небольших денег, а из одного плота получалось три лодки.
"Сделаешь лодочку, поедешь на рыбалку, а там народ соберется: "продай, продай". Практически аукционы устраивались, прямо на рыбалке", - вспоминает Николай. Лодку в Советском Союзе купить было сложно, а хорошую невозможно. Рыбаков в Ленинграде было много: кругом вода и шикарные места для рыбалки.
Затем компания делала лодки совместно с Ленинградским заводом спортивного судостроения, единственным в стране, который мог делать суда по частным заказам. В 1992 году "Мнев" провел испытания лодок и был готов получать госзаказы. "С 1992 года я ездил на Лубянку, 4-й подъезд, в это страшное здание. Сидел там на заседаниях, но не получал ни одного заказа", - говорит Николай.
Перелом наметился в середине 1990-х. Продукцией компании, которая выпускала надувные лодки на жесткой основе и катера по специальным заказам, заинтересовалась служба президентской охраны. Как-то президент Борис Ельцин "с другом Гельмутом" отдыхали в Барвихе и ушли от охраны: сопровождающим было не догнать первых лиц на советском катере. "Мы тогда сделали три катера - "Мустанги". Я знаю, что один из них летал вместе с Ельциным (его грузили в самолет), второй оставался в Москве, а третий держали на Черном море", - говорит Николай.
Второе происшествие окончательно закрепило за компанией Мнева репутацию самой надежной. Пограничные катера, подходя для досмотра к яхтам, часто их царапают, а в том злополучном году и вовсе потопили три яхты. На инциденты уже нельзя было не обращать внимания. Изучив вопрос, пограничники выяснили, что во всем мире яхты досматриваются моторными лодками. Так "Мнев" получил свой первый большой заказ.
Сейчас компания сотрудничает со всеми силовыми ведомствами: МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и ФСО. Из 40 тыс. лодок в год, выпускаемых "Мневым", примерно треть приходится на госструктуры, две трети продается частным заказчикам.
Развиваться было просто, объясняет Николай. Росли на столько, на сколько могли расти. Продукция всегда была в дефиците. Даже сейчас, когда рынок надувных лодок вырос в разы (по сравнению с началом 1990-х), в Петербурге на душу населения продается больше лодок, чем в Москве (это при том, что население Москвы в 2 раза больше).
"Связи, конечно, сыграли какую-то роль. У нас лодки покупают разные люди, и на самом верху; я знаю, что у многих людей в правительстве наши лодки. Сообщество рыболовов очень сплоченное. Рыбак рыбака - сами знаете… - говорит Николай. - С Путиным не знакомы, Медведев - это наш, у меня его однокашники работают. Но мы этим не пользуемся, просто делаем вещи, которые сами за себя говорят". Петербургский клуб любителей рыбной ловли, к слову, возглавляет экс-вице-губернатор Александр Вахмистров, а среди деятельных участников общества видные петербургские предприниматели.
Сейчас у "Мнева" заводы в зоне евро, они работают с иностранными заказчиками. Кроме того, есть сервис-центр на Тихом океане.
"Командир корабля звонит, сообщает о проблеме, и через час все сделано. Это опять же наши друзья-рыбаки, спортсмены, механики", - говорит Николай.
Полную версию читайте в газете "Деловой Петербург".