Хроническая бюджетная недостаточность

Областным депутатам нового созыва предстоит решить проблему муниципальных бюджетов, которые могут потерять сотни миллионов рублей.

Сегодня ЗС Ленобласти на последнем внеочередном заседании в старом составе рассмотрит проект закона "Об установлении единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов". Если закон не будет принят, муниципальные бюджеты лишатся сотен миллионов рублей.
По федеральному законодательству с 1 января 2012 года норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований снижен с 20 до 10%, а в бюджеты городских округов — с 30 до 20%.Чтобы компенсировать выпадающие из местных бюджетов доходы, депутаты рассчитывают принять этот документ, который зафиксирует единые нормативы отчисления с НДФЛ в муниципальные бюджеты в размере 10% в дополнение к имеющимся.
Как пояснил заместитель председателя комиссии по бюджету и налогам областного ЗС депутат Олег Петров, "федеральное законодательство теперь фактически предписывает забирать у муниципальных бюджетов часть доходов, а речь идет о миллионах рублей".
НДФЛ является одним из основных источников доходов местных бюджетов. "Мы привлекаем юридические лица, компании для развития территорий, с тем чтобы доходы по НДФЛ увеличивались. Пока администрации поселений тоже заинтересованы в развитии территорий и привлечении новых инвесторов. Но если объемы поступлений будут сокращены, то у поселений не будет никакого интереса к созданию новых предприятий", — рассказал первый заместитель главы Кировского района Максим Мейксин. Заместитель главы Киришского района Александр Рудаков пояснил, что в случае сокращения поступлений по НДФЛ район потеряет 200 млн рублей (это при том, что собственные доходы района составляют 600 млн рублей). По словам председателя комитета финансов Лодейнопольского района Людмилы Макусевой, собственные доходы районного бюджета на следующий год составят 124 млн рублей, из них 58% — это НДФЛ.
Возврат части НДФЛ в бюджеты МО отнюдь не решает проблему нехватки у муниципалов средств на выполнение полномочий, делегированных им 131–ФЗ о двухуровневой системе МСУ. К примеру, в Кировском районе из 123 только 30 полномочий финансово обеспечены: не хватает средств на содержание дорог, экологическую безопасность и т.д. В итоге спустя 6 лет после старта реформы даже высокопоставленные областные чиновники не стесняются публично ее критиковать. Например, вице–губернатор Григорий Двас говорил о том, что она себя не оправдала.
Областной парламент планирует подготовить обращение в Госдуму с просьбой пересмотреть межбюджетные отношения. Кроме того, от Ленобласти уже было обращение в адрес полпреда президента в СЗФО Николая Винниченко с просьбой доработать 131–ФЗ с точки зрения финансового обеспечения МО, однако оно осталось без ответа.