Вице–губернатор Григорий Двас о том, как все же привлекать инвесторов

Автор фото: Trend

Вице–губернатор Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Григорий Двас рассказал, какие перспективы ожидают бизнесменов в регионе. По его мнению, инвесторам предлагаются максимально удачные условия, но все равно постоянно приходится придумывать что–то новое.

"ДП": Григорий Викторович, недавно правительство Ленобласти одобрило проект закона о снижении ставки налога на прибыль до 13,5% в части, зачисляемой в областной бюджет, для организаций, которые разместятся в Лодейнопольском и Подпорожском районах. Хотя парламент отложил его рассмотрение, тем не менее в будущем созыве он, наверняка, будет принят. Когда вы ждете там первых инвесторов?
— Как показывает опыт, примерно через год после принятия подобных решений они воплощаются в реальные проекты. Пока инвесторы только осторожно выясняют подробности.
"ДП": Как вообще область планирует развивать отдаленные районы — понятно, что в близлежащие к городу бизнес и так идет.
— Сверх тех мер, которые мы предлагаем, что–то более благоприятное придумать сложно. Закон о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области, принятый в 1997 году, действует для всех инвесторов, но по факту им предпочитает пользоваться крупный бизнес и иногда средний.
Предприятиям с небольшими инвестициями достаточно хлопотно заниматься разработкой бизнес–планов, согласованием документов в различных инстанциях. Идея закона (о льготах в Лодейнопольском и Подпорожском районах. — "ДП"), касающегося только двух районов области, заключается в том, чтобы убрать лишние сложности для малых и средних инвесторов. Мы создаем на этих территориях режим, который максимально облегчает получение льгот вне зависимости от объемов инвестиций и работ. Мера искусственная, но необходимая.
Нужно понимать, что речь идет не о неразвитых районах, а о менее развитых по отношению к другим районам региона. При этом они куда более обеспечены с социальной и экономической точки зрения, чем прилегающие к области районы других регионов.
"ДП": Имеет ли смысл, на ваш взгляд, создавать технопарки или индустриальные зоны по кластерному принципу?
— У такого подхода есть плюсы и минусы. Принципиально такого решения в правительстве не принимали. Основной плюс кластерного подхода заключается в том, что при концентрации на одной территории предприятий конкретного профиля проще решать вопросы санитарной зоны, возможна экономия за счет использования совместной технологической инфраструктуры. С другой стороны, у кластерного подхода есть минусы, которые заключаются в том, что надо иметь большое количество площадок для размещения предприятий разных отраслей.
"ДП": Недавно Ленобласть приняла закон о государственно–частном партнерстве. Как вы прогнозируете, он повлияет на активность инвесторов?
— Думаю, этот закон на инвестиционную активность никак не повлияет. ГЧП должно быть институализировано на федеральном уровне, а этого пока нет. Кроме того, нигде не прописан механизм, а что это такое — ГЧП. Например, почему нельзя подвести под это покупку парт для школ? Мне из Минэкономразвития прислали запрос о развитии ГЧП в области. Я им так и ответил, что в связи с отсутствием юридически закрепленного понятия ответить на этот вопрос не представляется возможным. Они бы хоть приняли нормативный акт, где расписали, что это такое.
"ДП": Что касается КАД–2, когда будет принято решение о том, где пройдет эта автодорога?
— Необходимо выработать организационно–финансовую схему строительства КАД–2, после этого станут понятны критерии, по которым выбирать, где будет расположена трасса. Провести ее по бетонке с точки зрения логистики оптимальный вариант. Он менее затратный и может быть реализован довольно быстро. Заниматься этим вопросом должен комитет по дорожному хозяйству. К нам ни за какими данными на сегодняшний день ни специалисты комитета, ни проектанты не обращались.
"ДП": Кстати, в связи с этим как обстоит ситуация с развитием зон инвестиционной активности вокруг Петербурга?
— После создания КАД–2 мы вернемся к этому вопросу. Любая трасса становится скелетом, вокруг которого разрастается инвестиционная зона. Пока эта перспектива достаточно далекая.
"ДП": Ленобласть стала регионом, на котором была опробована двухуровневая система местного самоуправления. Как вы считаете, она себя оправдала?
— С моей точки зрения, одноуровневая система была более эффективна. Но стоит ли переходить к ней обратно, я не уверен. Ее просто не следовало ломать. Минусы заключаются в том, что, когда на одной территории два органа, администрация города и администрация района, решают вопросы местного значения, это часто порождает конфликты. И потом, зачастую муниципальные образования неэффективно подходят к имеющимся ресурсам, поэтому часто жалуются на нехватку средств.
"ДП": Довольно часто последние годы звучит тема объединения города и области. А как вы относитесь к этому вопросу?
— Я отношусь так же, как и вице–премьер РФ Дмитрий Козак. Никаких обоснованных материалов по этой теме нет. Исследований на эту тему по заказу Ленинградской области не проводилось.
Иностранные инвестиции в экономику Ленинградской области в 2011 году: За 9 месяцев 2011 года в экономику Ленобласти поступило $460 млн иностранных инвестиций (по данным Петростата и правительства ЛО).
$213,7 млн (46,5%) приходится на Кипр;
$53,6 млн  (11,6%) — на Данию;
$49,9 млн (10,8%) — на США;
$46,3 млн (10,1%) — на Финляндию;
$22,8 млн (5%) — на Германию.
Биография Григория Дваса: Родился в 1965 году в Ленинграде. В 1987 году окончил кафедру "Механика и процессы управления" Ленинградского политехнического института. В 1995 году окончил Kennedy Western University (США). С 1987–го по 1996 год работал в бизнес–структурах. С 1996 года — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности ЛО. С 1999 года — вице–губернатор ЛО.