Рухнувший в 2008 году объем рынка пиротехники в этом году начал восстанавливаться. Однако, на докризисный уровень он вернется не раньше 2013 года
Российский рынок бытовой пиротехники, просевший в 2 раза по сравнению с докризисным 2007 годом, в этом году вышел из крутого пике. Импортеры и производители прогнозируют, что по итогам 2011 года объем рынка достигнет 2 млрд рублей, увеличившись на 40–45% по сравнению с прошлым годом. Однако на докризисный уровень в 3 млрд рублей рынок вернется не раньше 2013 года.
Сначала рынок подкосил кризис 2008 года. Затем год спустя произошла трагедия в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». После пожара вышли постановление правительства РФ (N 1052), ужесточающее правила пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехники, а также техрегламент, регулирующий производство и хранение пиротехнических изделий. В частности, была запрещена торговля пиротехникой на первых этажах многоэтажных зданий, в жилых домах и пристройках.
Начались жесткие проверки всех производителей и магазинов, занимающиеся торговлей пиротехникой. На розничные сети посыпались административные штрафы.
В результате многие торговцы, арендующие встроенные помещения, вывели фейерверки из ассортимента. Например, это было сделано почти во всех петербургских магазинах «Пятерочка», в некоторых «Перекрестках». Отдельно стоящие магазины, например, «Карусель», «Максидом», обязали продавать продукцию только в особо огороженной зоне с продавцом-консультантом.
Читайте также:
Продажи
Фейерверки перестали пользоваться спросом
В 2010?–?2011 гг. производители снижали объемы производства, а оптовики - сократили закупки. «В итоге в 2011 г. на рынке образовался дефицит», - говорит начальник отдела ОАО «ФНПЦ «НИИ прикладной химии» «Русская пиротехника» Александр Усилин.
Примерно двойное падение наблюдалось и в корпоративном сегменте. Компании в 2008–2010 гг сокращали бюджеты на проведение корпоративов, урезая расходы на салюты. По словам генерального директора ЗАО «Пиротехнические дворы Петергофа» Вячеслава Трапенка, петербургский рынок подкосили и действия городских властей, которые после вступления в силу техрегламента, ввели запрет на проведение мероприятий с фейерверками. Хотя документ запретил использование пиротехники в общественных местах только физическими лицами.
Немаловажную роль в сокращении объемов продаж этой продукции на местном рынке сыграл и Петербургский Международный центр фестивалей и праздников, который в 2008?–?2011 гг устраивал основные городские мероприятия, привлекая в качестве подрядчика по фейерверкам московскую компанию. Но уже с этого года ситуация изменилась и в мероприятиях вновь будут задействованы местные компании.
Спрос на пиротехнику вновь стал расти. Так, завод «Авангард» (Ленинградская область) в этом году рассчитывает увеличить объемы производства - вновь запущен цех по выпуску бенгальских огней и хлопушек, не работавший в 2010 г. По словам генерального директора завода Георгия Михно, за последние 3 года объем продаж сократился со 100 до 20 млн рублей в год. Компания распродавала запасы.
В сети «Окей» сообщили, что ожидают незначительного прироста продаж пиротехнических изделий. «Прежних объемов достичь достаточно трудно, в связи с вступившим в силу огромным количеством ограничений, как по продаже, так и по использованию этой продукции. В некоторых регионах России продажа практически полностью запрещена, например Ногинске Московской области», - сообщили в пресс-службе сети, отметив, что ассортимент увеличивать не стали, он остался на уровне прошлого года.
До 80% российского рынка пиротехники принадлежит трем крупнейшим импортерам: «Большой праздник», «Русский фейерверк» и «Русская пиротехника». Причем до 90% продукции - это импорт из Китая, где пиротехническая отрасль развивается как самостоятельная давно, а в России существует, как побочное производство при военных заводах.
Доля продукции российского производства всего лишь 2?%, в основном это хлопушки и бенгальские огни. «Российские производители могут делать сложную продукцию, но она будет намного дороже китайской», - утверждает коммерческий директор «Русского фейерверка» Сергей Куракин.
В 2010 году емкость рынка пиротехнических изделий Петербурга составила около 100 млн рублей. «В 2011 г. мы прогнозируем рост до 115?–?125 млн рублей», - говорит генеральный директор компании «Большой праздник Санкт-Петербург» Андрей Тулкин. По его оценке, среди жителей Петербурга и всего Северо-Запада пиротехника не так популярна, как среди жителей других регионов.
Радужные настроения по поводу наметившегося роста рынка участникам портит угроза конкуренции со стороны компаний из Казахстана и Белоруссии, чья продукция может хлынуть на российский рынок в канун после принятия Таможенным союзом зоны свободной торговли.