Последствия принятия законопроекта "О защите здоровья населения от последствий потребления табака" для малого бизнеса

Примеры из международной практики ограничения потребления табака, возможные альтернативы радикальным мерам, изложенным в российском законопроекте, прогнозы последствий для малого бизнеса и самый важный вопрос – будет ли способствовать новый федеральный закон сокращению потребления табачных изделий – обсуждали приглашенные эксперты, представители HoReCa и общественных организаций и ассоциаций.

 Все участники сошлись во мнении, что данная законодательная инициатива призвана снизить уровень потребления табака и тем самым улучшить здоровье нации. Однако многие разделили высказанные ранее сомнения экспертов и участников рынка, действительно ли предлагаемые в законе радикальные меры отвечают этим задачам, либо преследуют совсем другие цели вплоть до лоббирования интересов третьих лиц. Больше всего вопросов вызвало предложение по ограничению продажи сигарет в ларьках и небольших магазинах, учитывая заявленный государством курс на защиту и поддержку малого бизнеса.
Александр Ольховский , депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности, считает, что бороться с курением надо, но борьба не должна являться самоцелью, цель – это  достижение конечных итогов, уменьшение потребления табака. «Я глубоко сомневаюсь, что только запретительными мерами можно заставить или убедить массу людей не курить, - комментирует Александр Ольховский. - Кроме того, изъятие из продажи у малого бизнеса табачных изделий неизбежно повлечет сокращение его товарооборота, а, значит, поставит под угрозу большое количество предпринимателей и предприятий торговли».
Алексей Третьяков , председатель Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, напомнил, что 8-10% дохода небольших торговый точек формируют табак и алкоголь. «Принятие закона приведет к резкому падению прибыли объектов розничной продажи менее 50 кв. м. Для маленьких ларьков и магазинчиков это катастрофично», - считает Алексей Третьяков. Потребителю удобно покупать все в одном месте – и сигареты, и продукты повседневного потребления. Однако если он будет вынужден приобретать табак в другом месте, то там же он будет покупать и то, что ему необходимо дома. Соответственно, небольшие торговые точки останутся невостребованными и будут вынуждены закрыться, что не повлечет за собой снижение уровня потребления табака, зато совершенно точно повлияет на перераспределение схемы продаж в пользу крупных торговых сетей.
Помимо торговых точек от нового закона пострадают и заведения HoReCa, куда люди приходят пообщаться в комфортной для них обстановке. По словам Максима Макшанова, генерального директора «Кофе Сэт» (сеть Coffeeshop), после введения закона о запрете табакокурения в Германии потеря выручки в сети составила порядка 30%.  Кроме того, по мнению г-на Макшанова, если запретить курить в кафе и барах, посетители будут выходить на улицу и подавать дурной пример для подражания проходящим мимо детям и подросткам, что сегодня можно наблюдать повсеместно в Великобритании.
Константин Белый , генеральный директор Ассоциации  предприятий общественного питания, считает, что закон заведомо невыполним и основательно непроработан. В качестве примера он приводит ситуацию, когда в условиях экстремально холодной зимы посетителей развлекательных заведений будут просить выходить на улицу, чтобы покурить. Он также высказал опасение, что контролировать и пресекать нарушения людей в больших масштабах не представляется возможным.
Подводя итоги, эксперты пришли к выводу, что принятие закона спровоцирует увеличение доли контрафактной продукции, которая сейчас в России составляет всего около 1%, и незаконного оборота сигарет, что представляет собой реальную угрозу здоровью курящих граждан. Подобный негативный опыт переживают многие европейские страны, в некоторых из них доля контрафактной продукции составляет до 40%.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что, поскольку законопроект призван улучшить здоровье нации, то основным инструментом для реализации этой задачи не должна стать система запретительных мер, которая нанесет удар по потребителям и бизнесу. В качестве возможной альтернативы эксперты предложили четко регламентировать схему взаимодействия продавцов и покупателей табачных изделий, которая бы способствовала предотвращению продажи табачных изделий несовершеннолетним. Кроме того, эффективными инструментами могут стать пропаганда здорового образа жизни, массированная образовательная работа с подрастающим поколением,  создание условий для занятия спортом и другие меры по организации досуга.
***
*Летом 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило и направило в профильные министерства проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий употребления табака».
Проект содержит ряд радикальных мер:
§Запрет открытой выкладки и демонстрации сигарет в торговых объектах
§Запрет продажи сигарет в киосках и торговых объектах площадью менее 50 кв.м.
§Установление минимальных розничных цен на табачную продукцию и доли акциза в структуре цены на табачные изделия в размере не менее 50%
§Запрет на курение в большинстве публичных мест, в том числе в поездах дальнего следования
§Возможность для органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вводить дополнительные ограничения в сфере продажи табачных изделий и курения в общественных местах
§Запрет на производство и торговлю некурительными табачными изделиями (нюхательный и жевательный табак)
§Введение ЕГАИС на рынке табачной продукции