Василий Кичеджи: я готов работать даже за один доллар в месяц

Автор фото: Trend

Вице-губернатор Василий Кичеджи о судьбе "Ленфильма", кадровых перестановках в Смольном, вовлечении бизнеса в культуру и собственных доходах.

Вице-губернатор Василий Кичеджи – человек для Петербурга новый: на своем посту он сменил Аллу Манилову и теперь курирует культуру, СМИ, образование, науку, спорт и молодежную политику. Его биография впечатляет разнообразием: от директорства на Челябинском тракторном заводе до руководства департаментом транспорта в правительстве Москвы. В интервью "ДП" Василий Кичеджи рассказал о своих планах на новом посту и бизнес-опыте, который успел накопить.
"ДП": Начнем с темы кино. На днях губернатор СПб Георгий Полтавченко направил обращение в Минкульт по включению вашей кандидатуры в состав совета директоров "Ленфильма", чем вы там займетесь?
 Ситуация на "Ленфильме" не самая страшная. Он работает, там много людей, у них есть идеи, творческие планы, но, конечно, нужна модернизация. И город, для того чтобы четко понимать этот тренд, должен быть "внутри". Потому что если просто говорить, что "все плохо", не имея информации изнутри, – это неправильно. Я думаю, это очень хорошо, потому что в этой компании не было до сих пор ни одного представителя города. А ведь "Ленфильм" является частью, гордостью города.
Я там вижу и представителей творческих, того же Александра Сокурова, причем не просто в художественном совете, но и в совете директоров: этот орган будет в ответе и перед горожанами, и перед коллективом "Ленфильма". План по развитию киностудии есть, и он неплохой. Существуют и возможности по дополнительному финансированию, потому что у города есть свои интересы, в частности, по детским фильмам. В течение, может быть, 3-4 лет "Ленфильм" вернет былую славу. И чтобы бренд был настолько капитализирован, чтобы сюда стремились приезжать и наши режиссеры, ну и, безусловно, западные. И, конечно, нужно будет изменения в закон внести, какие-то преференции определенные государство может делать. То есть есть такая серьезная большая программа, которая периодически будет озвучиваться.
"ДП": Может быть, сами сыграете в каком-нибудь фильме?
 Нет, я не артист, и я давно не играл. Это было в детстве, в спектаклях.
"ДП": То есть политическая сцена вам интересней?
 Мне не очень нравится, когда говорят, что политика – это тоже сцена. Я управленец по жизни, я директор.
"ДП": Модное определение "сити-менеджер" – как вы к нему относитесь?
 Я люблю старое слово "директор", потому что все-таки сити-менеджер – это человек, которого нанимают массы, причем полномочия его размыты. А директор конкретно отвечает за все. И я всегда считаю, что не тот хороший директор, которого любят все, а тот еще хороший директор, который умеет говорить "нет". К сожалению, директор не должен всем нравиться, потому что у него есть четкие задачи и он должен их исполнять. И, естественно, я вот, исходя из своего богатого опыта, хочу, чтобы все те отрасли (а я их называю отраслями), те направления, которыми я руковожу, чтобы они как минимум были не хуже, а лучше.
"ДП": Что будете для этого делать?
 У меня есть интересные предложения по образованию, как сделать так, чтобы оно стало еще лучше. Хотя и сегодня, публично скажу, наше образование далеко не самое последнее. Если взять Россию, оно одно из лучших в стране, а если взять Европу как бы за некий пример, то и там мы, по крайней мере, выглядим далеко не хуже западных стран. Это все сегодня признают, то, что у нас и материально-техническая база неплохая, и обучение неплохое. А сегодня, когда мы говорим "образование", мы подразумеваем и воспитание тоже.
Также и по молодежной политике. Мы сейчас выстраиваем целый план. В следующем году у нас будут большие молодежные движения, мы будем привлекать тысячи ребят: вспоминать то хорошее, что было в Советском Союзе. Мы не называем это пионерскими или комсомольскими организациями. Но число людей, которые готовы объединиться в такие хорошие молодежные организации, достаточно велико, десятки тысяч. Мы изыскиваем места, где сможем их периодически собирать.
Мы начали активно обсуждать все культурные мероприятия следующего года. С привлечением культурологов – раньше такого не было никогда. Разберем все будущие фестивали, и я на 100% уверен, что качество их мы поменяем.
"ДП": Будете ли подключать бизнес к обсуждению и решению проблем в ваших "отраслях"?
 Так как я сам из бизнеса, то практически всегда стою на стороне бизнеса. Если не будем бизнесу помогать, мы страну не вытащим. Вы знаете, что предпринимателями сегодня хотят быть из всех выпускников вузов не более 1–2%? Потому что это ответственность, это риски. И задача власти – конечно, помогать. По крайней мере создавать условия.
Когда кто-то начинает критиковать, что у нас молодежь или бизнесмены куда-то уезжают – ну что, пусть уезжают. Пусть учатся. А наша задача – чтобы они сюда возвращались. А уже они сюда могут вернуться, обогащенные не только знаниями другого языка или знаниями культуры, но и, конечно, знаниями новых технологий. И вот количество тех людей, которые возвращаются, сегодня тоже достаточно серьезное. Просто у нас очень часто называют всего одну цифру, что вот вы знаете, уехало, там, миллион. А сколько вернулось – молчат. А вернулось-то, вы знаете, не менее. Поднимите статистику. Потому что сегодня там тоже очень сложно, потому что там конкуренция огромная. И понятно, что все из европейских стран проводят свою национальную политику, не скрывая, пытаясь помогать своим предприятиям, поэтому наша задача – помогать им, чтобы они возвращались и дальше работали.
"ДП": У вас есть взгляды на то, как благодаря культуре продвигать Петербург как туристический центр?
 Что касается привлечения туризма, то, конечно, мы тоже должны все для этого делать. Я даже говорю больше о нашем, российском, внутреннем туризме. Потому что сегодня из 5 млн туристов где-то 3 млн – наши, а 2 млн – иностранцы. Иностранцы едут, и понятно, что вот эти все прекрасные инициативы, которые ранее были сделаны по безвизовым возможностям, дали серьезный эффект. Сейчас 600 тыс. человек приехало – это большая цифра. Конечно, надо и во всех городах нашей большой России также пропагандировать наш город, чтобы сюда приезжали. Опять же, то огромное количество фестивалей, которое планируется на следующий год, – все они будут качественно лучше. Это будут и кинофестивали, и праздники.
Конечно, для их организации мы привлекаем бизнесменов. Количество выделяемых на эти нужды бюджетных денег должно сокращаться, у нас есть куда направить бюджетные деньги. Уже сегодня к нам идет очень много людей, которые готовы предложить свои услуги, и им, по большому счету, не нужны бюджетные деньги. Вот по организации того же Нового года к нам пришли компании, которые сделали заявки и попросили от бюджета всего лишь 100 рублей. Это как раньше в Германии продавали предприятия за одну марку. То есть они готовы все сами сделать. Но мы должны обеспечить вопросы порядка или помочь по социальной рекламе.
"ДП": Как вы считаете, на Васильевском острове все же построят Театр Аллы Пугачевой и Дворец искусств на месте трамвайного парка?
 Я же человек новый, поэтому спокойно говорю: я не знаю. Вот 2 месяца никто ко мне не обращался с этим вопросом. Не надо, наверное, или там, наоборот, все хорошо. Есть такое слово "интересанты", так вот никто из них ни разу мне не звонил и ни о чем не говорил. Я ни одной бумаги по этому поводу не видел. Только журналисты что-то пишут. Я не в курсе. Если бы пришли, я бы мог ответить да или нет.
"ДП": То есть вы в этом смысле абсолютно доступны? Любой инициатор какого-то интересного для города проекта может к вам обратиться и получить обратную реакцию?
 Конечно. Я всем телефоны свои дал. Они мне звонят… Вот видите, я пишу sms, потому что не могу с вами разговаривать и одновременно по телефону говорить (демонстрирует экран телефона). Или звонят. Вот вчера в 23:50 журналист позвонил. Неправильно, мне кажется. Я же сказал по телевидению: до 23 часов звоните, а потом не надо – жена у меня не очень любит такие поздние звонки.
"ДП": А почему Twitter не заведете, как Георгий Полтавченко?
 У нас Георгий Сергеевич уже завел Twitter – и хватит (улыбается).
"ДП": Некоторые петербургские журналисты заявляют, что испытывают проблемы с выражением своего мнения, полагаете, у нас в городе есть цензура?
 А кто конкретно испытывает? Те, кто создает эти проблемы специально? Вот недавно встречался с одним вашим коллегой, говорит: "Да я не пойду к вам на встречу никогда, да я вас терпеть не могу!". Ну мы что можем сказать: не ходи ради Бога. Мы тебя силком, что ли, тащим? Он: "А я в эфире скажу, что вы плохой". Да пожалуйста, говори! Но у меня есть право говорить, что я хороший! Как руководитель, как специалист. А он тем самым пытается мне заткнуть рот, извините за выражение. Я абсолютно уверен, что нет никакой цензуры у нас в Петербурге. И свобода слова есть – все, кто хочет, высказываются. Я не вижу этой проблемы.
"ДП": Говоря о кадровых вопросах, когда будут назначены новые главы комитетов по культуре и по печати?
 Все комитеты спокойно работают. Буквально сейчас я закончил оперативное совещание. Все доложили: никаких проблем сегодня нет, нет никаких катастроф. Есть люди, которые исполняют обязанности председателей. Может быть, они и станут председателями. Поэтому я, когда говорю о роли оптимизации, это означает, что может быть сокращена какая-нибудь должность заместителя, а сам заместитель станет председателем. Сегодня мы изучаем все, смотрим работу. Если есть эффект, безусловно, мы этого человека будем поддерживать.
Но самое главное, что хуже сейчас не стало. Хуже не стало из-за отсутствия того или иного человека. Мне кажется, то, что мы стали иногда делать, например, собирать пресс-секретарей сейчас каждую неделю… Мы уже статистически стали чувствовать, что количество хороших новостей увеличилось.
Вы знаете, я, когда пришел, стал приказывать (подчеркиваю этот глагол) им это делать. Потому что власть действительно имеет огромное количество хороших новостей. Власть и есть главный ньюсмейкер сегодня. И вот когда стал с ними разговаривать таким тоном, что я всех остальных могу просить, а вас тоже как чиновников, представителей органов исполнительной власти, вам могу приказывать, ситуация стала меняться. Мы занимаемся информационной плотностью: я пресс-секретарей ориентирую, чтобы они занимались тем, чтобы было как можно больше хороших новостей. И чтобы народ знал, что у нас не только плохое, хотя, безусловно, и это есть, и я никогда не собирался замалчивать и не просил ни одного журналиста, чтобы он поменял точку зрения и выстраивал, показывал потемкинские деревни, – нет, все это будет. Но мы, конечно, технологически достаточно сильно тоже можем на это влиять. Это у нас получается.
Вот буквально вчера мы их собирали. И в разы увеличилось количество хороших новостей. Хотя я считаю, что этого недостаточно. Количество этих новостей должно увеличиться еще больше. Намного. Я им сказал: в 100 раз.
"ДП": А есть ли столько хороших событий в нашей жизни?
 Конечно, есть! Вот вы с утра встали, что у вас, нет ни одного события хорошего? До работы доехали. Улыбнулись. А это самое интересное в жизни. Я понимаю, что, когда ни включишь какой-нибудь телеканал, такое впечатление, что одни болваны и одни бандиты. Но мы же с вами ходим по улицам.
И дома тоже. Я живу в квартире обыкновенной. Светло, тепло. Канализация работает. Это что? Просто мы к этому привыкли и об этом говорить не будем. Только ждем, когда что-нибудь сломается, и тогда скажем: эх, негодяи какие, чиновники проклятые, потекла труба. А то, что 362 дня в году она не текла, мы как бы не замечаем. А за всем этим стоят люди, они имеют семьи и, конечно, ждут, что о его отце или о его маме, которые работают вот в той сфере ЖКХ, скажут что-то хорошее. Что действительно мама или папа приносят пользу обществу. И дети будут гордиться. Вот это и есть наличие хороших новостей.
Читайте полный вариант материала в газете "Деловой Петербург".
 Я думаю, меня не поймут коллеги. Но, если будет принято соответствующее решение, нет вопросов – я тоже готов работать за $ 1. Я не скрываю свои доходы, и на следующий год вы эти цифры увидите, потому что мы заполняем и публикуем декларации. Цифры будут достаточно большие, это будет не один десяток миллионов, я к этому спокойно отношусь. Они честно заработаны, и налоги уплачены.
Биография Василия Кичеджи:  Родился в 1954 году в Челябинске. В 1980 году окончил Московский заочный институт советской торговли.
1983-1986 годы – директор комбината питания Челябинского тракторного завода (ЧТЗ).
С 1995 по 1998 год – гендиректор ЧТЗ.
2000-2004 годы – заместитель полпреда президента РФ в ЦФО по экономике.
2004-2008 годы – занимался собственным медийным и строительным бизнесом.
С марта 2009 по ноябрь 2010 года – руководитель Департамента транспорта и связи Москвы.
С сентября 2011 года – вице-губернатор СПб. Жена – Антонина Кичеджи, заместитель гендиректора концерна "Радиоцентр".