Владимир Долгов, генеральный директор Google Russia, рассказал рубрике Next о возможностях, которые Интернет предоставляет сегодня для предпринимательства.
Интернет сегодня прочно вошел в нашу жизнь, стал неотъемлемой частью бизнеса. Как бы вы описали положение дел на сегодня в России? Что такое Интернет для бизнеса?
— Проникновение Интернета в жизнь россиян сегодня составляет 50%, половина России живет в Интернете. Игнорировать этот факт невозможно. Если твоего бизнеса нет в Интернете, то можно считать, что его вообще нет, ведь это не только информация и реклама, это и общение с потребителем. Интернет ликвидировал проблему расстояния, сделал бизнес более интерактивным.
Влияние Интернета на макроэкономику усиливается с каждым днем, в России сегодня это 1,6% от ВВП, к 2015 году этот показатель может увеличиться приблизительно до 4%. Тут мы не отстаем от европейских стран, находимся на одном уровне с Данией и Италией.
Вот отличный пример того, что может Интернет. Жил себе человек, работал врачом в Казани, а потом вдруг решил продавать букеты через Интернет, за год у него появилось более 1000 партнеров по всей России. Или вот: ребята занимались литьем колоколов для церквей. Довольно специфический бизнес, надо сказать. Но все–таки решили представить свою компанию и в мировой Сети, так что на них в скором времени вышли заказчики из Иерусалима.
Продвижение компании, конечно, лучше начинать с веб–сайта. Его структуру надо хорошо продумать, чтобы как можно больше потенциальных клиентов, пришедших на сайт, становились клиентами реальными. Поэтому лучше отдать разработку страницы на откуп специалистам. Для увеличения трафика хорошо подходит контекстная реклама.
Компания Google, безусловно, лидер среди поисковых систем как в России, так и во всем мире. Вы наверняка много
общаетесь со своими коллегами из других стран, как строятся их бизнес–процессы? В чем принципиальное отличие
работы на российском рынке?
— Основное отличие России в том, что мы очень любим бумагу, бюрократия, конечно, сильно мешает. А вообще, интернет–сегмент в России развивается достаточно быстро, годовой прирост рынка интернет–рекламы, например, сегодня составляет 60%. Это очень хороший показатель.
Что касается схемы работы в компании Google, то она максимально приближена к западным офисам. Такая схема называется "70–20–10". Это когда 70% рабочего времени сотрудник тратит на свою текущую работу, 20% — на разработку приложений в рамках компании, и 10% — на работу над любым интересующим его проектом. Так, например, "Новости" Google — это 20%–ный проект, а социальная сеть Orkut — это 10%–ный проект.
Теперь у Google появилась и своя социальная сеть Google+. Эта сеть предназначена исключительно для общения или она
также может быть полезна для продвижения бизнеса?
— Вообще, идея Google+ в том, чтобы человек мог проявить разные стороны своей личности, на этом построена система кругов.
Каждый создает себе несколько кругов в соответствии со своими интересами и увлечениями. Когда мы только запустили эту социальную сеть, то бизнесы сразу начали создавать свои круги, а мы решили, что эта сеть должна быть только для общения, и позакрывали их. А теперь мы решили, что, наверное, поторопились, и скоро снова дадим возможность компаниям создавать свои круги.
Есть ли у компании Google специальные фонды для поддержки стартапов в России?
— Специальных фондов для России нет, Google Ventures (googleventures.com) находится в Америке. Однако это не означает, что в России мы ничего не делаем в этом направлении. Так, например, в апреле 2010 года совместно с журналом Forbes провели конкурс на лучший бизнес–проект. Основная задача заключалась в том, чтобы дать возможность молодой компании заявить о себе. Тогда победу одержала компания Ecwid — это такая AJAX–платформа для электронной коммерции, имя компании появилось на страницах журнала Forbes, а со стороны нашей компании была оказана поддержка в рекламном продвижении посредством AdWords.