Гибель "Як-42" и основного состава хоккейной команды "Локомотив" под Ярославлем списывают на грубую ошибку пилотов. Однако эта версия не является самодостаточной.
"Як-42" с хоккеистами "Локомотива" разбился через несколько минут после попытки вылета из аэропорта Туношна под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Чартерный рейс авиакомпании "ЯК-Сервис" должен был доставить спортсменов "Локомотива" в Минск на матч первого тура состязаний КХЛ с минским "Динамо". Около 16:00 самолет разбился в 2 км от аэропорта. В результате 44 из 45 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа погибли.
В ближайшее время комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) должна сообщить о причине катастрофы. Но незадолго до вынесения официального вердикта анонимный источник "знакомый с ситуацией" сообщил СМИ, что причиной крушения стала ошибка членов экипажа.
По сообщению источника, самолет взлетал с действующим стояночным тормозом. Воздушное судно в такой ситуации может проехать какое-то расстояние, но для нормального взлета этого будет недостаточно.
Сразу после катастрофы очевидцы и эксперты делились наблюдениями и предлагали свои версии. Первое сообщение было таким: самолет при взлете задел антенну маяка и рухнул примерно в 2 км от края взлетно-посадочной полосы, не набрав высоту.
Читайте также:
Самолет "Як-42" погубил "ручник"
Представители СК РФ выдвинули как наиболее вероятные версии ошибки пилотов и технической неисправности. По данным статистики, виновником около 70% авиакатастроф является "человеческий фактор", около 25% приходится на долю технических сбоев. Возникшая затем версия "некачественного топлива" была официально отвергнута. "В настоящее время не имеется оснований считать, что качество авиационного керосина не соответствовало установленным требованиям", – заявил журналистам источник в Росавиации.
Версия технической неисправности тоже не подтверждается. Как сообщают в МАК, расшифровка записей бортовых самописцев погибшего самолета и анализ документации показали, что "Як-42" (бортовой номер RA-42434), произведенный в 1993 году, имел общий налет в 2 раза меньше назначенного ресурса в 12 тыс. часов.
"На момент взлета масса самолета была ниже предельной. На борту находились 14 т топлива, из которых 8 т были заправлены на аэродроме Ярославля (эта информация также вызвала разночтения). В настоящее время анализ топлива не завершен. Перед вылетом все каналы управления самолетом, включая канал руля высоты, действовали в штатном режиме. Метеоситуация не препятствовала выполнению полета. Двигатели потерпевшего крушение "Як-42" работали до столкновения с землей. Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение. Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи бортовых самописцев нет. Однако их будут исследовать дополнительно. Не исключено проведение "натурного эксперимента" на самолете", – сообщили в МАК.
"Главной рабочей версией является такая версия, которую нельзя полностью подтвердить или опровергнуть", – сообщил dp.ru источник в российском авиапроме. Таким образом, принятая официально за основную версия о том, что перед взлетом командир борта RA-42434 передал управление второму пилоту, не отключив стояночный тормоз, а никто этого не заметил, остается спорной.
"На взлет самолет всегда выруливает уже со снятым стояночным тормозом. Чтобы непосредственно перед взлетом самолет снова на него поставили, – это грубейшая ошибка. Так никто никогда не делает", – прокомментировали ситуацию в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации. При этом эксперты не отрицают – на стояночном тормозе самолет может разгоняться, "стирая колеса".
Есть еще один момент, интересный в общем контексте. В день крушения "Як-42" в Ярославле проходил политический форум, на котором должен был выступать президент России Дмитрий Медведев. Мероприятие за глаза окрестили "политическими смотринами" – ожидалось, что Медведев внесет ясность в свое участие в выборной гонке 2012. При этом аэропорт Туношна, уверяют очевидцы, был "заполнен сильнее обычного". Достаточно сказать, что помимо участников и гостей форума и сопровождающих лиц для охраны порядка в Ярославль прибыли сотрудники транспортной полиции МВД России по СЗФО. Мог ли "Як-42" стать жертвой повышенной загрузки наземных служб? Настоящую причину крушения позволят установить данные бортовых самописцев. Однако публике, скорее всего, придется довольствоваться "убедительной версией".
Участники обсуждений катастрофы "Як-42" в Интернете, впрочем, уже сейчас смотрят на названную причину с сомнением. "То, что спишут на пилотов, никто и не сомневался", – делится мнением блогер из Хабаровска под ником aleksich111. "При неснятом стояночном тормозе у самолета просто шасси оторвет. Так что это вряд ли", – отмечает t_o_p_i_ll_o из Красноярска. "Совершенно очевидно, что правды мы уже не услышим", – резюмирует Ledorub из Нижнего Новгорода. "Горько, что летаем мы все реже, а падаем все чаще", – резюмирует эксперт из Университета гражданской авиации.