Комбинаты школьного питания придумывают новые способы привлечения детей в столовые и открывают при них кафе. Попытать счастья на этом рынке могут новые компании.
Предприятия, обеспечивающие школьников завтраками и обедами изобретают новые способы привлечения учеников в столовые. "Главная наша задача, чтобы горячее питание охватило как можно больше школьников, не только льготные категории. Это социальная функция", - отмечают участники рынка. Кроме того, продажи большего количества блюд помогают закрепиться на рынке с общим оборотом более 200 млн рублей в месяц, отбор участников в котором происходит каждые несколько лет.
Бороться за каждого обедающего в столовой школьника некоторые компании решили при помощи организации "кафе–уголков" с отдельно оформленным интерьером, платным дополнительным меню, которое оформляется в папки, как в лучших ресторанах. "Пока это эксперимент. Мы открыли кафе в девяти из 49 школ, в которых работаем. Выручка поднялась на 50%. Теперь горячее питание получают и старшеклассники, которых сложнее всего завлечь в столовую", - радуется Антонина Клименкова, генеральный директор ОАО "Комбинат питания "Кировский". По ее словам, также эффективный способ обслужить большее количество школьников за перемену - открытие второго буфета.
Развитие альтернативного меню (питание по нему не субсидируется из городского бюджета) также повышает эффективность. В некоторых школах в ходу "тетради заказов". В начале недели каждый ученик сам составляет себе меню из нескольких вариантов на каждый день. Для этих же целей используются цветные талоны — школьники собирают себе меню на оплаченную родителями сумму. "Это исключает трату денег на шоколадки, а также помогает учитывать вкусы ученика", - считает глава ОАО "Комбинат социального питания Красносельского района" Ольга Корсакова.
Читайте также:
Бизнес на доставке обедов от мамы
Также школы готовятся к проведению эксперимента по оплате обедов и завтраков пластиковой картой через электронные терминалы - потратить внесенную на нее родителями сумму можно будет только на еду в столовой. Для пополнения счета в холлах школ планируют установить терминалы оплаты. Это опять же должно увеличить выручку фирм, кормящих школьников, за счет привлечения 10–20% клиентов, которые пока тратят деньги, полученные на обед, на чипсы и развлечения вне школы.
К экспериментам комбинаты подстегивает также то, что право кормить учеников они должны выигрывать на конкурсе каждые три года. Побороться за обслуживание 697 городских школ вновь станет возможно уже в конце мая 2012 года, когда истекут сроки текущих договоров. Среди обязательных условий - стаж работы на рынке общепита не менее пяти лет, наличие необходимых площадей и оборудования, отсутствие грубых нарушений, пояснила начальник отдела технологии, стандартизации и контроля Управления социального питания Светлана Пискарева.
Пока право обеспечивать школы горячим питанием имеют 17 предприятий, среди которых большая часть (около 60%) — комбинаты школьного питания, а оставшиеся 40% — коммерческие фирмы. Все они организуют питание в столовых полного цикла (блюда готовятся в школе) и в столовых с распределительными буфетами, где блюда лишь разогревают (их в городе 85).
Оборот компании, обслуживающей 20 школ, достигает примерно 4–4,5 млн рублей в месяц. Причем за счет увеличения числа учеников едоков в перспективе будет больше, прогнозирует Галина Госькова, генеральный директор ООО "Кавалер". До того как выйти на этот рынок в 2004 году, она занималась кормлением туристических групп, что возможно лишь летний сезон. "Привлекательным этот сектор делает стабильность выплат из городского бюджета. Но в этом и трудность - бюджетные деньги все мы получаем с отсрочкой, это усложняет работу с поставщиками", - отмечает она.
"Рынок школьного питания заманчив, но требования также велики, - считает генеральный директор ООО "Обедов" (обслуживает вузы) Роман Елистратов. - Мы начинаем с точечного обслуживания частных школ. Потом, проанализировав этот опыт, решим, стоит ли участвовать в городском конкурсе".
Но удержаться на этом рынке удается не всем. Например, группа компаний "Конкорд" ресторатора Евгения Пригожина в этом году в одностороннем порядке расторгла договор на обслуживание школ, рассказала Светлана Пискарева. Поэтому для 14 школ Центрального района пришлось спешно по конкурсу подбирать другие компании. Возможно, разрыв связан с отказом от питания, произведенного на комбинате компании в Янино, в самих школах. Родители были недовольны тем, что приготовленные блюда могли храниться по месяцу, и даже проводили акции протеста.
Заманчив рынок школьного питания и для поставщиков продуктов. Например, ученики 18 школ за месяц съедают 1 т мяса при цене килограмма мяса 200 рублей, 5 т овощей и выпивают 3 тыс. л молока. "Выбираем мы поставщиков по конкурсу. Особо заинтересованные фирмы сразу видно — например, один производитель колбасных изделий приезжал в школу и определял размеры сосисок, которые особенно нравятся детям", - отмечает Галина Госькова.
В случае сомнений компании обращаются в испытательную лабораторию управления социального питания "Соцпит". "В кризис нам удалось сохранить свое дело, - говорит начальник лаборатории Валентина Епишина. - Здесь комбинаты могут заказать заключение по составу и качеству продуктов".