Прокуратура решила стать арбитром схватки импортеров и таможни

Транспортная прокуратура в Петербурге попыталась выступить арбитром между бизнес-импортерами и таможней. И провела круглый стол, на который пригласила представителей обоих сторон.

Транспортная прокуратура попыталась выступить арбитром между бизнес–импортерами и таможней. И провела круглый стол, на который пригласила представителей обоих сторон. Но попытка организации очной ставки провалилась, потому что начальник Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ), Назип Галикеев не явился. Начальник пресс–службы СЗТУ Николай Врагов, который присутствовал на встрече вместо Галикеева, объяснил его отсутствие болезнью. На что первый заместитель прокурора Игорь Зайцев предположил, что он боится и не готов решать поставленные вопросы.
Наиболее острые проблемы, которые бизнес озвучил на встрече, — это длительный срок расследования административных дел (к примеру, расследование дела, которое не требует проведения никаких экспертиз, может длиться более полугода) и явное несоотвествие наказаний выдвигаемым обвинениям.
Одним из наиболее обсуждаемых пунктов недовольства стал вопрос по порядку хранения арестованных или изымаемых  при расследовании товаров. Генеральный директор некоммерческого партнерства профессионалов в области ВЭД "Гильдия ПРОВЭД" Руслан Кисс привел конкретный пример, когда таможенники арестовали груз стоимостью 875 тыс. рублей и выписали штраф размером около 5,5 тыс. рублей. После 4 месяцев, проведенных на складе, с бизнесмена потребовали за хранение более 8 тыс. евро. При этом, по словам импортеров, у таможни часто отсутствуют договорные отношения со складами, куда помещают изъятые грузы. Что приводит к их хищению, порче и утрате. Непомерно большие платы за хранение товаров на складе проиводят только к росту коррупции. "Нас вынуждают заплатить в 10 раз дешевле нелегально", — заявляют бизнесмены.
"Бизнес несет непомерные убытки, заявил Кисс. То ли палочная система, то ли профессиональные качества инспекторов привели к тому, что объективность при выяснении обстоятельств по делам превратилась в предвзятость". Участники жаловались на всяческие препятствия, учиняемые таможней, при их желании отстаивать свои права во время проведения расследований.
"Таможня — это Бермудский треугольник, деньги делаются из воздуха неправильным путем ", — добавил к выступлению Кисса представитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по СЗФО Евгений Силкин. Первый заместитель Северо–Западного транспортного прокурора Игорь Зайцев заявил, что задача прокуратуры на данный момент — разобраться, почему закон толкуется таможенниками неправильно. Функции таможни по делам АП практически не выполняются, это издевательство над законом, и мы будем этим заниматься", — жестко сказал он, в основном обращаясь Врагову. Который, кстати, на собрании высказывался очень мало, в основном требовал конкретных примеров, которых ему представили предостаточно, и записывал претензии.  
Также на круглом столе рассматривался вопрос образования таможенных пошлин, по которому высказалась заместитель председателя арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти Людмила Баталова. "Таможня — виртуальная дыра для пропажи всего, что есть", — заметила она. По ее мнению, сегодня никто не пытается разобраться в основах образования таможенной стоимости, в то время как единая общероссийская практика ведения таможенных дел просто необходима. Затронули и вопрос высокой бюрократизации всех процессов на таможне. "К примеру, на Балтийской таможне 90% всех деклараций переводится в бумажный вид", — заявил Кисс. Попытки воспользоваться электронной почтой для ускорения процесса подачи деклараций превращаются, по его словам, в электронную очередь. И тоже ни к чему не приводят.
Основные претензии члены ВЭД предъявляли к Балтийской таможне, но не избежали критики и остальные ее отделения.
Итогом стало предложение прокуратуры всем участникам встречи письменно сформулировать сведения о нарушениях таможни. "По всем нарушениям будут проведены проверки и приняты меры жесткого реагирования", — заявил начальник отдела по надзору за исполнением таможенных законов Андрей Галушко.