Проблемы, связанные со "старением" Европы, обсудили в Петербурге на международной конференции "Пожилые люди в современном обществе: экономика, образование, творчество".
Первая пенсионная система, построенная на обязательном
социальном страховании, была реализована в Германии в 1883 году. С тех пор мир
сильно изменился. Людей, занятых тяжелым физическим трудом, стало гораздо
меньше, зато возросло число работающих в офисах или сфере услуг, изменились
жизненные ценности и качество жизни. Наряду с этим увеличилась средняя
продолжительность жизни, улучшилось здоровье, увеличилась продуктивность.
Решение задачи требует иных подходов.
Но все же главной причиной активного поиска решений
для политиков и ученых многих стран, в том числе стран региона
Балтийского моря, стали демографические изменения. Старение Европы (сюда
можно отнести и Петербург — на 1 января 2010 г. люди старше трудоспособного
возраста составляют 25,5% населения Петербурга) является одной из актуальнейших
проблем современного общества.
Все это требует перехода от политики социальной помощи
пожилым людям к расширению их возможностей. Эти вопросы обсуждались на прошедшей
9 июня в Петербурге международной конференции "Пожилые люди в современном
обществе: экономика, образование, творчество", которая является частью
европейского проекта "Люди лучшего возраста — использование знаний и опыта
профессионалов старшего возраста для развития бизнеса и предпринимательских
навыков в регионах Балтийского моря".
"Когда во Франции решили принять законопроект о повышении
пенсионного возраста, на улицы в знак протеста вышли сотни тысяч людей. Это были
не пожилые, а молодые люди, которые боялись, что им не хватит рабочих
мест", - говорит член регионального совета области Пиннеберг Йонас Мейкснер
(Германия).
Все больше пожилых людей в разных странах стремятся не уйти
на пенсию, а продолжить работу с более гибкими режимами труда. Социальные связи
и трудовая активность не только делают жизнь интереснее, но и влияют на
психологическое состояние, позволяют сохранять бодрость.
Многие эксперты сходятся во мнении, что первым шагом к
вытеснению из общественной жизни является уход на пенсию, затем - потеря близких
и друзей, и наконец - помещение в закрытое учреждение (дом престарелых).
Таким образом, то, что много лет считалось социальным
достижением, то что призвано улучшать положение людей в старости, сегодня стало
определенным препятствием для интересной насыщенной жизни, которой хотят жить
современные пожилые люди.
"Скандинавская модель благосостояния, которая стимулирует
активность и развитие человека на протяжении всей жизни, является примером для
многих стран", - рассказывает директор Университета третьего возраста СПб ГУ
ИТМО Светлана Чернышева.
И здесь важная роль отводится образованию. По мнению
Чернышевой, у большинства россиян образовательный опыт заканчивается на уровне
института, что деструктивно влияет и закрепощает человека с возрастом еще
больше, накладывая "стереотип невозможности, немощи, неприятия". Развитие сферы
услуг для пожилых в нашем государстве сводится в основном к медицинским услугам.
"Несмотря на то что роль поддержки государства в последние
годы снизилась, организация социальной защиты рассматривает ряд групп населения
в качестве нуждающихся в помощи и несостоятельных. Закрепляя право на помощь,
такой подход подразумевает их стигматизацию как слабых. Альтернативными
такому подходу являются стимулирующие стратегии", — считает доктор
социологических наук, профессор социологического факультета СПбГУ Ирина
Григорьева.
Согласно исследованиям, для того чтобы дольше сохранять
активность в пожилом возрасте, необходимо быть активным и в среднем возрасте.
Как показывает опыт зарубежных коллег, необходимо усилить образовательные
программы уже в предпенсионном возрасте — начинать надо где-то лет за
десять до пенсии с учетом исследований, в каких областях люди могли бы по
физическим и по интеллектуальным параметрам интегрироваться или
реинтегрироваться на рынок труда.
Важнейшее место среди образовательных программ занимает
прежде всего обучение информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Также
необходимо создавать возможности для привлечения людей старше 50 лет к
предпринимательской активности, созданию собственного бизнеса. Использовать опыт
профессионалов старшего возраста в качестве экспертов и инструкторов. Например,
наставничество высоко ценится в Швеции.
"Необходимы центры, где люди могут узнавать что-то новое,
общаться между собой и с другими поколениями. Чем больше таких связей будет у
человека, тем больше они будут его поддерживать", - говорит Светлана
Чернышева.