Интернет против ресторанов

Автор фото: "ДП"
Сергей Славинский

Сергей Славинский, маркетолог, экс–владелец ресторана, рассуждает о том, как Интернет влияет на рестораны.

Когда-то рецепты известных блюд переходили от повара к повару, и на этом держались рестораны. Потом появились "открывашки" — повара с громадным опытом и широким кругозором, которые учились по всему миру а потом прививали знания на местах, становясь бренд–шефами. Искусство приготовления еды было действительно сложным. Но сейчас осталось не так много блюд, рецепты которых нельзя найти самостоятельно. Осталась покрытой мраком тайна соуса café de Paris, но сделать наивкуснейший "персик Мельба" или найти правильный рецепт мексиканского салата "Цезарь" — не проблема. И для этого не надо бежать в книжный магазин.
С появлением Интернета найти рецепт, подходящий для ресторана высокой кухни, стало делом 15 минут. Гигантское количество сайтов и блогов, посвященных кулинарии, предлагают рецепты — от весьма спорных любительских до сложных и бесконечно интересных сверхпрофессиональных. Для многих будет достаточным и сайт Джейми Оливера, но если искать более тщательно, то раскроются совершенно потрясающие вещи, которые приготовить не так и сложно, взяв на вооружение современную кухонную технику. Просто достаточно задать правильные параметры, и кулинарный шедевр, достойный мишленовской звезды, готов. И не воспользоваться этим — неправильное решение.
Тех, кто двигает кулинарный прогресс, единицы. И, увы, они вовсе не в России по причинам весьма понятным: к отсутствию опыта добавляется еще и отсутствие ингредиентов, необходимых для того, чтобы экспериментировать. Но надо ли?
Зачем изобретать то, что можно совершенно бесплатно найти в Сети вне зависимости от уровня заведения, его направленности, ценовой категории и сложности приготовления. Ведь как много ресурсов, из которых можно вытащить не просто рецепты, а сумасшедше вкусные блюда, которые еще не доводилось попробовать даже самым тонким петербургским ценителям: это и сайты кулинарных школ, сайты производителей профессионального оборудования и посуды, сайты ресторанов и отдельные проекты, лучшими из которых, на мой взгляд, являются Brtitsh Larder, Tastespotting и Saveur. А ведь есть еще и сайты с видеорецептами, которые сводят к нулю вероятность ошибки при приготовлении блюд.
Но вот вопрос: что тогда может дать ресторан посетителю, когда приготовить немыслимое по сложности блюдо стало при желании не сложнее, чем разогреть в микроволновке покупной обед?
Возможность попробовать высококачественные продукты, недоступные в магазинах? Да, отчасти. Но это еще не все.
Эндорфины, гармоны счастья, вырабатываются не только при помощи еды. Новые впечатления, которые может доставить заведение с красивым интерьером, отличное обслуживание — только весь комплекс оставит приятное послевкусие от посещения заведения.
Особенно если вы к тому же не столкнулись с пробками и проблемами парковки.