В Ленобласти сокращает производство последний из пяти рыбоконсервных комбинатов - ЗАО "Новоладожский рыбокомбинат". Производить консервы в настоящее время нерентабельно.
Как рассказал генеральный директор Новоладожского
рыбокомбината Юрий Бойцов, в прошлом году компания удвоила объемы производства
(до 25 млн условных банок). Однако удалось продать лишь 70% этого объема. В
связи с этим в 2011 г. компания не работала с января по апрель.
Часть производственных помещений комбината сдается в аренду
другой рыбоперерабатывающей компании. Это, а также привлечение кредитов
позволяет ЗАО "Новоладожский комбинат" планировать возобновление работ и выпуск
около 3,6 млн условных банок в год.
По данным комитета по АПК Ленобласти, за последние 5 лет в
регионе прекратили работу четыре крупных рыбоконсервных комбината: Приморский,
Усть-Лужский, Ручьевский и "Балтика". В Петербурге крупным производителем
консервов является ОАО "Пищевик", которое также находится в сложном финансовом
положении. Основной причиной закрытия предприятий является отсутствие сырьевой
базы: в Финском заливе стремительно сокращаются объемы улова рыбы, в частности
салаки и кильки. Между тем областные консервные производства были ориентированы
на именно переработку местного сырья. Поэтому в настоящее время производство
рыбных консервов более успешно развивается на Дальнем Востоке, где нет проблем с
сырьем.
По словам Юрия Бойцова, себестоимость рыбных консервов
местного производства выше, чем стоимость продукции из Прибалтики, Польши,
Германии, Украины. Удорожание местной продукции связано с повышением цен на
сырье, тару и энергоносители.
Место обанкротившихся предприятий занимают предприятия
Дальнего Востока и центральной России, а также импорт. Кроме того, цеха по
выпуску рыбной продукции создаются на областных предприятиях, которые занимаются
разведением рыбы.
По некоторым данным, емкость рынка рыбных продуктов в
Петербурге и Ленобласти составляет около 140-150 тыс. т продукции в год. Доля
рыбных консервов составляет не более 20%. При этом отмечается снижение
покупательского спроса на эту продукцию. Рыбные консервы не относятся к товарам
первой необходимости, поэтому потребитель практически безболезненно заменяет их
мясом, например птицы, отмечают участники рынка.