Горячая школьная пора

Впервые в Петербурге социологи сосчитали детей мигрантов. Оказалось, что их не так много, как кажется, и никаких проблем они не создают и готовы стать русскими.

Петербургская лаборатория «Социология образования и науки» провела масштабное исследование. Социологи опросили 7300 петербургских школьников и 3500 московских, чтобы узнать, к какому этносу они себя относят сами и как относятся к другим этносам.
Результаты оказались неожиданными. Выяснилось, что 88,5% опрошенных детей называют себя русскими, а доли других национальных меньшинств колеблются вокруг 1%. Так, народов Северного Кавказа в Петербурге 0,8%, Средней Азии -- 1%, азербайджанцев -- 1,7%.
Примерно такие же цифры приходятся на все другие этносы. Только украинцев, белорусов и молдаван значительно меньше других -- 0,3%. Правда, необходимо учитывать, что какая-то часть детей мигрантов вообще не ходит в школу, помогая родителям в их занятиях.
Такой же, как все
Ученые считают, что полученные данные можно экстраполировать на этнический состав всех петербургских школ. Так, по данным комитета образования, в 2010 г. в Петербурге учились 360 тыс. школьников. Соответственно, приезжих из них 41,4 тыс. человек.
«Слухи о том, что в Петербурге слишком много детей мигрантов, сильно преувеличены», -- делает вывод один из авторов исследования Даниил Александров, профессор Высшей школы экономики.
Однако, когда исследователи спрашивали детей, явно принадлежащих к этническим меньшинствам (такие выводы делались по их имени, фамилии, чертам лица), к какому этносу они себя относят, 23,6% назвали себя русскими. Этот феномен, по словам Даниила Александрова, требует отдельного изучения.
Предварительная гипотеза состоит в том, что либо дети искренне считают себя русскими и готовы адаптироваться в иной культурной среде, либо таким образом уходят от ответа на во­прос о своем этносе, считая его дискриминирующим.
Лучше местных
Только 27% всех детей мигрантов принадлежат к так называемому первому поколению миграции, то есть родились в семьях, где родители плохо интегрированы в российскую культуру сами и не могут привить таких навыков детям. Они испытывают проблемы с обучением русскому языку и в целом с учебой. 73% приезжих детей ни в чем не уступают своим местным сверстникам.
Другая положительная сторона исследования состоит в том, что, оказывается, дети мигрантов не подвергаются дискриминации в школах. Негативное отношение и желание выдавить их из школы проявляется только по отношению к детям, приехавшим в Россию относительно взрослыми.
Поводом для дискриминации служит не столько их происхождение само по себе, сколько плохие успехи в учебе, которые портят школьные показатели.
«Так сложилось, что приезжие дети попадают в бедные и плохо укомплектованные школы на окраинах Петербурга. Интересно, что эти школы и раньше работали с приезжими, только тогда они назывались лимитчиками.
Поэтому школы толерантны к приезжим детям.
А в условиях подушевого финансирования в сочетании с демографическим кризисом дети мигрантов для бедных школ просто клад», -- считает Даниил Александров.
Социально-психологическая обстановка в бедных школах такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, стараются учиться хорошо и этим завоевывают любовь учителей.
Вместе со всеми
Валерия Иванюшина, старший научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки», соавтор исследования, отмечает, что в школьном возрасте у детей нет неприязни друг к другу по этническому признаку или по социальному статусу семей, что показали интервью с учениками.
Однако если дети этнического большинства выбирают друзей независимо от их национальной принадлежности, то дети из этнических меньшинств отдают предпочтение своим соотечественникам. Закономерно возникает вопрос: где в таком случае учатся подростки-скинхеды, которые преследуют и избивают детей мигрантов?
Предварительная гипотеза состоит в том, что в среде националистически настроенных подростков не принято причинять вред одноклассникам-мигрантам. Данные исследования позволяют сделать вывод, что по большому счету программа «Толерантность», о которой время от времени вспоминают, не нужна. Необходима адаптация детей и подростков, приезжающих в Петербург. Это касается не только семей мигрантов, но и россиян из других регионов. Их в петербургских школах около 20%.