16:5317 мая 201116:53
20просмотров
16:5317 мая 2011
Состояние российского законодательства по-прежнему оставляет желать лучшего, констатировали участники конференции в Петербурге во главе с министром юстиции Александром Коноваловым. Чиновники предложили двигаться в сторону госрегулирования экономики и создания национальных аналогов зарубежных правовых систем. Не все эксперты с ними согласны.
Вторая конференция, посвященная практике правоприменения в
России, открылась в Петербурге. Год назад на первой конференции констатировали,
что законодательство в стране несовершенно. Глава Минюста Александр Коновалов
признал, что за год картина существенно не изменилась - законы не стали
качественней (хотя их стало больше), применяются по-прежнему избирательно, что
создает недоверие к закону.
По оценке Коновалова, в среде крупного бизнеса процентов на
90 заключаются сделки и решаются конфликты в зарубежных юрисдикциях. Очень
популярно, по его словам, британское коммерческое право, а также международные
арбитражи вроде Стокгольмского. Министр считает, что пора возвращать бизнес в
российскую юрисдикцию, для чего надо воспроизвести в законодательстве отдельные
институты британского права - соответствующие предложения он хотел бы выслушать
от представителей Минэкономразвития - и создать собственный авторитетный
арбитраж.
Такой суд стоит вводить поэтапно, рассуждает Коновалов.
"Может быть, стоит начать не со всего спектра вопросов, а с какого-то одного
вида, например, рынка ценных бумаг, а затем расширять сферу деятельности", -
говорит он. Коновалов не готов назвать сроки появления такого третейского суда,
но полагает, что он должен стать самостоятельным органом. В свете создания
международного финансового центра в Москве, думает министр, создание арбитража
стало бы хорошим "бонусом".
Советник президента РФ по правовым вопросам Вениамин
Яковлев, выступая на открытии конференции, критиковал законодательство еще
жестче, чем глава Минюста. Несовершенство в этой сфере приводит, по его словам,
к неэффективной экономике, отсутствию научно-технического прогресса и
"недопустимому расслоению в социальной сфере". В экономике по-прежнему есть
криминал, недобросовестность, притеснение малого и среднего бизнеса и
потребителей.
"Мы вошли в рынок, не имея правовой базы, думали, рынок все
отрегулирует. Вот он и отрегулировал", - объяснил Яковлев и заявил, что не надо
опять наступать на эти грабли. Государство не должно подменять собой рыночные
механизмы, но регулировать обязано, считает советник президента: "Отрицать роль
государства в экономике означает отрицать роль права в экономике", - подытожил
он.
Когда участники конференции разошлись по секциям,
выяснилось, что многие эксперты не согласны, и считают, что от регулирования
надо наоборот уходить. На секции "Госрегулирование в экономической сфере"
президент Фонда политических технологий Игорь Бунин привел данные опросов,
согласно которым в среднем классе подавляющее большинство выступает за
сокращение роли государства и не доверяет ему.
Проректор Высшей школы экономики Андрей Клименко, как
выяснилось, в рамках подготовки для Владимира Путина "Стратегии-2020" готовит с
коллегами предложения по дерегулированию. Регуляция должна быть, по его мнению,
только там, где есть недопустимые риски, и не должна распространяться на все,
включая качество оберточной бумаги. А там, где без нее не обойтись, она должна
быть максимально мягкой. "Чем регулирование жестче, тем выше издержки у того,
кого регулируют, - пояснил он. - Издержки часто связаны с упущенной выгодой, то
есть ведут к будущей потере конкурентоспособности страны".
По мнению Клименко, нужно ослаблять условия "входа на
рынок": "Пусть пытаются все, а дальше уже нужно контролировать саму
деятельность". Его коллега по ВШЭ Евгений Салыгин добавил, что даже те сферы,
где государство внедряет саморегулирование (СРО, ТСЖ), в итоге становятся не
менее коррумпированными и забюрократизированными. Эффективное саморегулирование
получается там, где инициатива исходит от низов, при наличии гражданского
общества и диалога с государством, заключил эксперт.
"Государство не справляется с простейшими обязанностями. В
России возник кризис государства, - заявил Игорь Бунин. - Власть должна
ограничивать возможность элиты стоять над законом, а люди - получить возможность
влиять на власть". Правда, что касается политического законодательства, то здесь
Александр Коновалов большой нужды в реформах не видит. Избирательная система, по
его мнению, вполне работоспособна, нарушения можно обжаловать в суде, а для
критиков "процесс важнее результата", "важнее быть в состоянии притесненной
стороны".
Министр, конечно, в перспективе "видит время, когда роль
Минюста в регистрации партий и движений будет минимальной", но оговаривается,
что "не знает, доживет ли до этого времени". В таких условиях, безусловно, не
приходится удивляться тому, что российский бизнес предпочитает судиться в
Стокгольме.