Поиск мест с высокой проходимостью

Рынок общественного питания по итогам 2010 года вырос на 10%, а его объем в денежном выражении достиг 43,5 млрд рублей. Выросло и число заведений общепита: сегодня их 6,8 тыс.

Кафе, кофейни, рестораны и прочие предприятия общепита открываются в Петербурге едва ли не каждый день. Однако достойных помещений, подходящих для таких специфичных арендаторов, не так уж много.
Магия цифр
По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, оборот общественного питания в Петербурге в 2010 году вырос на 10,1%. За то, чтобы поесть не дома, горожане заплатили 43,5 млрд рублей. Это даже больше, чем в докризисном 2008 году, когда оборот составил 41,5 млрд. За прошлый год в Петербурге стало примерно на 200 заведений общепита больше, и сейчас их около 6,8 тыс.
Больше всего в городе кафе -- примерно треть от общего количества заведений. Цифры наглядно показывают, что количество компаний, развивающих общественное питание в Петербурге, с каждым днем растет.
Появляются новые проекты, нынешние и успешно работающие игроки рынка, в свою очередь, стараются привлечь и сохранить своего клиента новыми идеями или проектами.
Петербург привлекателен как для мировых сетей фастфуда, так и для дорогих ресторанов. Создание нового кафе или бистро всегда начинается с поиска подходящего помещения для аренды или приобретения в собственность.
Сейчас эксперты однозначно говорят о том, что в данном сегменте спрос значительно преобладает над предложением.
«Практически все помещения, которые могут быть оборудованы под общепит, уже используются по назначению, -- рассказывает директор по развитию VMB TRUST Валерий Хламкин, -- и на объектах нашего управления мы сдаем одними из первых именно площади, предназначенные для данного функционала, спрос на них есть постоянно».
Удержаться на плаву
Даже в период кризиса компании, работающие в сегментах ресторанного бизнеса, фастфуда, в развлекательной сфере (бары, клубы и т.д.), были одними из немногих, кто держался на плаву и продолжал зарабатывать.
«Заведений, которые вынуждены были закрыться, -- единицы, -- говорит директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина, -- бесспорно, часть помещений все-таки освободилась, но на фоне общей ситуации в данном сегменте это незначительный процент».
Так, из общего числа клиентов АРИН 37% заявок поступило в 2010 году от общепита, но вот доля закрытых сделок с общепитом составила 17%.
Разнообразие объектов
Учитывая то, что к помещениям применяются специфические требования, из общего количества предложений остается не так уж много объектов, которые могут быть арендованы.
«На рынке представлено много объектов как коммерческой, так и жилой недвижимости, которые не соответствуют рыночной цене или условиям для размещения ресторана, -- поясняет директор департамента стрит-ретейла NAI Becar в Санкт-Петербурге Марина Федорова, -- некоторые из них требуют больших вложений, на что не готовы идти собственники крупных сетей».
Ставки снизились
Основным критерием для выбора помещения является его расположение: ресторатор старается организовать свой бизнес в месте с высокой проходимостью. Спросом пользуются в основном помещения площадью от 100 до 800м2.
Арендные ставки составляют до 2500 рублей за 1 м2 в центральной части города и до 1000 рублей за 1 м2 в спальных районах.
По словам Екатерины Лапиной, за период экономического кризиса ставки аренды на помещения общепита существенно уменьшились, что позволило общепиту рассматривать наиболее ликвидные помещения на центральных магистралях города.
Два выхода
Также при выборе помещений важны технические характеристики объекта: наличие двух выходов, высота потолков не менее 3 м, не менее 30 кВт мощности, отсутствие жилых квартир в соседних помещениях, а также наличие вентиляционной шахты или возможность ее установки.
«В спальных районах сложно найти помещения с соответствующими для ресторана параметрами, -- комментирует Марина Федорова, -- так, довольно редко встречается наличие вытяжки».
В центре города компании рассматривают места с удобными подъездами и парковками, хорошей визуализацией.
Для арендодателей не всегда такой тип арендатора представляет большой интерес, так как после эксплуатации происходит ухудшение объекта.
Однако, подчеркивает Екатерина Лапина, такие компании -- представители общепита, как холдинг «Гинза», McDonald’s, сетевые кофейни и т.п., желаемы, поскольку становятся центром притяжения покупательского потока.
Среди тенденций можно отметить сезонность спроса арендаторов на хорошие объекты.
Например, большинство точек общественного питания планируют открываться к 1 сентября, а спрос на помещения под летние кафе, веранды и террасы традиционно растет с приближением летнего туристического сезона.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты