Если в 2007–2009 гг. заработки учителей росли, то сейчас их рост замедлился, а в 13 регионах сменился падением.
О такой настораживающей тенденции рассказала в интервью РИА "Новости" Наталия Типенко, директор Центра
универсальных программ, который проводил общероссийский мониторинг перехода на
новую систему оплаты труда (НСОТ) работников образования. Речь идет об
эффективности систему, которая в соответствии с президентской инициативной "Наша
новая школа" должна охватить всю страну до 2013 года.
За последний год наибольший рост (30–40%) при введении
НСОТ показали, по словам Наталии Типенко, Омская, Орловская, Ульяновская
области. Однако эксперт со сдержанным оптимизмом относится к этим цифрам. "Мы
уже наблюдали, как Московская и Саратовская области, сделав "рывок" и резко
повысив зарплату в 2009 году, не смогли удержаться на этом уровне", —
поясняет она.
К росту средней зарплаты привели во многом
дополнительные вложения в образование, которыми сопровождался переход на новые
системы оплаты. Именно это позволило повысить доходы учителей. Без
дополнительного финансирования ввести НСОТ и сформировать фонды стимулирования
практически невозможно, считает Наталия Типенко.
На вопрос корреспондента информационного агентства о том,
насколько выполнена одна из задач НСОТ — создание материальной
заинтересованности учителя в результатах труда, эксперт ответила так:
"Дифференциация в оплате, безусловно, возросла. В регионах, внедрявших у себя
модельную методику Минобрнауки РФ или ее производные, она возросла сильнее; в
регионах, вводивших другие системы, — меньше. Однако размер зарплаты во многом
все еще зависит от учебной нагрузки. А внутри учреждения разброс заработков
между учителями растет. То есть зарплата может и сильно вырасти, но не у
всех".
"При введении НСОТ полагали, что значительную часть
заработка учителей будут составлять стимулирующие надбавки — до 30%. Этого
не произошло: 2008 год отмечен кризисом; в 2009 и 2010 годах часть стимулирующих
фондов "съело" увеличение окладов работников с минимальным размером оплаты труда
(лаборанты, гардеробщицы, уборщицы) — их заработки пришлось срочно
"подтягивать" до положенных 4330 рублей. В 2010 году фонды стимулирующих выплат
по–прежнему невелики — 15% в структуре фонда оплаты. Но несмотря на
финансовые трудности, их доля все–таки увеличилась в среднем до 19%. Но разница
между регионами здесь также велика", — поясняет Наталия Типенко.
Вывод эксперта: различия в оплате работы учителей по
отдельным субъектам будут усугубляться. Ряду регионов все труднее будет
удерживать заработную плату на достигнутом уровне, не говоря уже о ее
росте.
При этом растет нагрузка на учителей (нагрузка 10% самых
высокооплачиваемых педагогов составляет 23–24 часа в неделю (при норме 18
часов), нагрузка 10% самых низкооплачиваемых — около 14 часов). А
высокая нагрузка вовсе не гарантирует качества работы, скорее
наоборот.