Рост акцизов на пиво не обрушил рынок, как ожидали производители пенного напитка. Продажи сократились всего на 4%. Лидер российской пивоваренной отрасли – "Балтика" – потерял больше.
Пивоваренная компания
"Балтика" сообщила о своих
результатах за 2010 год. Объем реализации продукции в натуральном выражении упал
на 12%, выручка – на 15,4%, до 79,3 млрд рублей, валовая прибыль – на 11,9%
(45,1 млрд рублей), операционная прибыль – на 20,2% (23,6 млрд рублей), чистая
прибыль – на 18% (19,17 млрд рублей).
Единственный показатель, который, согласно сообщению
"Балтики", показал рост, это валовая рентабельность, которая увеличилась на
2,2%.
С 1 января 2010 года размер акцизов на пиво был увеличен
втрое. В течение всего года эксперты прогнозировали падение пивного рынка на 10
– 15%. Однако, по данным "Балтики", снижение в натуральном выражении составило
только 4%. В компании объясняют это восстановлением потребительской уверенности
и жарким летом.
Читайте также:
Замглавы Минфина рассказал, какие налоги будут расти
Несмотря на то, что продажи "Балтики" упали ниже рынка,
компания уверяет, что ее доля почти не сократилась. Если в 2009 году она
составляла 39,8%, то в 2010 году - 39,7%, по данным "Нильсен".
Однако есть и другое мнение. Директор Центра исследования
федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что в прошлом
году произошел передел рынка. "Если в 2009 году 6 крупнейших пивоваренных
компаний контролировали более 90% российского рынка, то в 2010 году их доля
снизилась до примерно 86%", - говорит эксперт.
Место гигантов заняли, по словам Вадима Дробиза, небольшие
российские компании, производящие, в частности, живое и разливное пиво.
Рынок в целом расти не будет, считает эксперт, а мелкие
компании свою долю не отдадут. Соответственно, воевать между собой будут крупные
производители.
Тем не менее, Carlsberg, которому принадлежит около 90%
акций "Балтики", прогнозирует в 2011 году рост российского рынка на 2 – 4%.
В этом году акцизы на пиво были вновь повышены на 17%.
Запланирован их рост и в последующие годы. В этой связи "Балтика" в прошлом году
начала диверсификацию бизнеса. Она запустила производство нескольких видов
безалкогольной продукции: питьевой воды, кваса и лимонада.
Справка: Продажи в Восточной Европе (прежде всего, в России)
приносят Carlsberg 45% всей прибыли.