Академикам и художникам не место на рынке

Автор фото: Дмитрий Барбанель
Дмитрий Барбанель

Российский дизайн в международном контексте пока мало востребован. Впрочем, дизайнерскую продукцию тяжело продвигать не только за границей, но и внутри страны.

Об особенностях коммерциализации российского дизайна рассказал Олег Малахов, креативный директор компании "Вторник", которая занимается интерактивным дизайном: "На Западе все гораздо проще: там люди привыкли к красивым вещам, эстетика востребована.
Мы, в свою очередь, родились и выросли в серых панельных коробках, поэтому на красоту спрос невелик. Для того чтобы на дизайнерском продукте можно было заработать, необходимо сделать его максимально функциональным. Ставку надо делать именно на практичность.
Что касается проблемы продвижения дизайнерской компании как бренда, то поначалу это было достаточно сложно — абстрагироваться от создания контента и вникнуть во все тонкости бизнес–процесса. Но теперь я к этому привык и общение с клиентом — одна из любимых частей работы.
Еще одно существенное отличие российского арт–сообщества от западного — это абсолютная разобщенность его участников: вместо того чтобы взаимодействовать друг с другом, у нас каждый старается доказать свою значимость, и все чаще за счет других. Нельзя сказать, что это помогает развитию направления в бизнесе".
Председатель Союза дизайнеров Александр Тимофеев считает, что в России дизайн как бизнес еще только начинает развиваться: "Я помню, как после развала СССР все кинулись на только что появившиеся "Баунти" и "Сникерсы".
У нас раньше никто не задумывался о том, чтобы сделать продукт для потребителя интересным внешне. А теперь мы подхватили эту тенденцию и направление прогрессирует. Но самим дизайнерам в этом случае приходится непросто: создавать красивый продукт — это искусство, которому их учат в академиях, а воспитанием менеджерских качеств никто не занимается.
Поэтому, когда молодой дизайнер выходит на рынок, он сталкивается с практическими проблемами продвижения своего продукта. И хорошо если он сможет устроиться на работу в крупную компанию, где его талант будет востребован, а если нет, то его ожидает судьба вольного художника. Я считаю, что фриланс — это очень плохо для профессии. Просто потому, что на таком дизайнере бизнес будет максимально экономить, забирая себе львиную долю прибыли.
Роль Союза дизайнеров в этом процессе велика. Союз помогает дизайнерам создавать себе имя, участвуя во всех выставках и биеннале, дизайнер может заявить о себе. Это есть неотъемлемая часть продвижения".
У дизайн–консультанта Дмитрия Барбанеля иной взгляд на продвижение дизайн–продукции:"Профессиональный дизайнер учитывает маркетинговую составляющую продукта в первую очередь, это, собственно, и есть дизайн. Иначе это художник, который реализует свои творческие потребности за счет заказчика.
Поэтому со спросом на дизайнерский продукт проблем быть не должно. Есть другая сложность: иногда заказчик не ставит конкретную задачу, а сваливает разработку маркетинговой стратегии именно на дизайнера, в итоге на выходе может получиться просто нежизнеспособный продукт. Дизайнер должен понять нужды заказчика, суметь красиво и оригинально реализовать его требования".