Благотворительность. Итоги года

Автор фото: REUTERS

2010 год отмечен десятками благотворительных мероприятий, возросшей активностью граждан и особым вниманием высшего руководства страны.

В уходящем году благотворительность была отмечена особым вниманием высшего руководства страны. Это отразилось и на средствах массовой информации - писать стали больше и с позитивом, и на светской жизни. Десятки мероприятий – балов, концертов, аукционов, направленных на сбор средств в пользу благотворительных организаций, прошли не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Русская Православная Церковь активизировала социальное служение епархий, приходов и монастырей.
В стороне не остался и бизнес. Владимир Потанин заявил о решении передать в течение ближайших десяти лет большую часть своего состояния на благотворительность. Это произошло даже раньше, чем Уоренн Баффет и Билл Гейтс объявили о проведении кампании The Giving Pledge, в рамках которой они призвали богатейших людей США передать на благотворительные цели не менее половины своего состояния в течение жизни или после смерти. Все эти факторы сказались на общей атмосфере в пользу благотворительности.
Легкий год
"Частные пожертвования от россиян составили 670 тыс. рублей, по сравнению с 200 тыс. в прошлом", - говорит директор БОО "Ночлежка" Зоя Соловьева. Организации, ориентированные на западное финансирование или государственные гранты, продолжали испытывать серьезные финансовые трудности в этом году. Те же, кто активно занимался фандрайзингом, выполнили бюджет и даже его перевыполнили. "Мы собрали почти в два раза больше, чем в предыдущем, первый раз в жизни перешли за границу ста миллионов рублей", - делится координатор программ БФ "АдВита" Елена Грачева. "Есть ощущение, что рынок массовых частных пожертвований растет. Это мы почувствовали, когда запустили сервис для благотворительных организаций "ВКонтакте". Многие готовы помогать, когда для этого есть комфортные условия и удобный сервис", - считает советник Председателя правления БФ "Теплый дом" Александр Берковский. С момента запуска сервиса в начале октября сумма в 85 тыс. рублей была собрана усилиями 2 тыс. человек. Размер пожертвований - от пяти до нескольких тысяч рублей.
Согласно исследованию Центра исследований гражданского общества ГУ-ВШЭ за последние пару лет более половины россиян делали пожертвования. Правда только эпизодически и небольшими суммами. Средний размер - 1,6 тыс. рублей.
Активность рядовых граждан растет, хотя пока не идет в сравнение с гражданами развитых стран. В опубликованном CAF осенью 2010 года «Мировом рейтинге благотворительности» Россия заняла 138 из 153 мест.
Тренд этого года, который отметили многие НКО – приход в сектор квалифицированных кадров, в том числе людей из бизнеса. Некоммерческие организации стали все больше использовать бизнес подход. "В этом году в деньгах мы потеряли, поэтому пришлось вкладывать их более эффективно - сосредоточиться на проектах по корпоративному волонтерству, интересующие бизнес", - рассказала исполнительный директор БФ "Милость" Ирина Астапенко. Некоторые компании начали воспринимать НКО уже как партнеров в социальных проектах, а не как лишнего посредника, и готовы оплачивать административные расходы – трудность, с которой сталкивается весь третий сектор.
Заткнуть течь на океанском лайнере
Несмотря на подвижки, этот год был тяжелым, потому что количество проблем в стране не уменьшилось, а увеличилось. Государство их решить не может, и крики о помощи летят в благотворительные организации. "Каждый раз, когда я открываю почту, на меня обрушивается волна беды. Просьбы приходят со всей России и стран СНГ сотнями, люди пытаются найти защиту и спасение, вкладывая в письмо все свое отчаяние. Я хотела бы читать деткам книжки в больницах, рассказывать сказки, устраивать спектакли, пить чай с мамочками, чтобы они выговорились. Я хотела бы не трястись каждый день от страха, что мы не нашли денег, и поэтому придется этому, и этому пациенту отказать. А значит нужно больше денег, гораздо больше, чем мы способны собрать сейчас", - делится Елена Грачева.
Если остро стоит вопрос с детской онкологией, то, что говорить о взрослых людях. Милосердие не должно зависеть от возраста, но пока это так. Если парень или девушка со смертельными заболеваниями уже совершеннолетние, и к тому же не славянской внешности, то деньги собираются крайне медленно. А большинство фондов вообще не берутся за взрослых – бесполезно. Несколько акций с целью привлечения внимания общества к этой проблеме прошли в Москве и других городах России.

Год в этом плане был тяжелый и для "Ночлежки". "Мы осознали, что не можем заменить собой отсутствующую национальную систему государственной помощи бездомным, которая, сделав рывок в конце 1990-х, практически не развивается", – рассказывает Зоя Соловьева. - Бездомность – это не проблема «их», людей, оказавшихся на улице без возможности изменить свою ситуацию, это проблема «нас». Мы, я и вы, находимся в ситуации незащищенности, когда свои основные конституционные права – на голос, труд, жилье, медицинскую помощь, свободу передвижения - отстоять сложно и зачастую практически невозможно. И чтобы изменить эту ситуацию не достаточно кормить людей без дома горячей едой, отдавать им старую одежду или даже создавать зимние пункты. Нужно осознать, что мы имеем права, научиться использовать существующие механизмы их защиты или создать новые".
"Перемен требуют наши сердца"
Все больше людей чувствуют необходимость социальных изменений, и готовы в них участвовать, особенно молодежь. В социальных сетях появляются неформальные группы и инициативы с целью объединения усилий для решения той или иной острой проблемы. Эта тенденция свойственна не только России, но и Европе. Развитие гражданского общества начало идти вне некоммерческих организаций.
"Иногда приходится слышать: "А вот это должно сделать государство". Это не совпадает с моим ощущением. Я, например, не уверена, что наша страна нам чем–то обязана. Мы родились в России, видимо потому, что мы ей должны, и так думаю не только я. Меня радует, что многие люди чувствуют, что они должны этому пространству, людям, детям. Это здоровые силы общества", - считает председатель правления общественного движения "Петербургские родители" Лада Уварова.
Директор филиала Благотворительного фонда "Чаритиз Эйд Фаундэйшн" в РФ Мария Черток
"Несмотря на кажущуюся законодательную активность по теме благотворительности, никаких существенных изменений в этом году не произошло. Введение налоговых льгот для жертвователей, снижение налоговых рисков для получателей, улучшение условий деятельности некоммерческих организаций остались только планами или в лучшем случае имеют вид законопроектов. Например, сохраняющаяся абсурдная ситуация, при которой дети могут получить помощь на лечение от благотворительного фонда без налогов однократно, а во второй раз должны уплачивать подоходный налог, была даже упомянута Президентом в Послании Федеральному собранию. Еще одно абсурдное положение, на которое Президент указал в Послании 2009 года, также до сих пор не исправлено: НКО, получающие безвозмездно услуги от благотворителей облагаются налогом на прибыль. Справедливости ради отметим, что некоторые из законопроектов прошли первое или даже второе чтение в Думе, так что по традиции в последние дни перед Новым годом законодатели еще могут успеть порадовать благотворителей.
Этот год характеризовался небывалой гражданской активностью по острым социальным поводам. Событием стали многочисленные волонтерские инициативы вокруг лесных пожаров, выросшие на волне сочувствия и подпитываемые возмущением в неэффективности действий государства. Это и знаменитая «Карта помощи», получившая премию Рунета, и активность блогеров, и программа фермера Михаила Шляпникова «5 млн деревьев за 5 лет сгоревшей Мещере». Кампании в защиту Химкинского леса, Байкала и Утриша собрали десятки тысяч сторонников, привлекли внимание прессы, стали политической проблемой для исполнительной власти, но пока не принесли реального результата.
Благотворительность стала частью стиля жизни российских публичных персон, звезд культуры, спорта и бизнеса, а они, в свою очередь, становятся ролевыми моделями для своих поклонников. Это тема занимает все более прочное место в СМИ и в политической риторике. Ждем, когда риторика перерастет в устойчивые и системные практики поддержки НКО, волонтеров и доноров."
Исполнительный директор СПб БОО "Центр развития некоммерческих организаций" Анна Скворцова
Главная тенденция – это противоречивость политической поддержки как сектора НКО в целом, так и благотворительности. С одной стороны, разрабатывается и принимается Концепция развития благотворительности и добровольчества, закон о поддержке социально ориентированных НКО, и одновременно государство усиливает контроль. С этого года прибавилась обязательная публичная отчетность в Интернете. То есть, одна рука дает, а вторая держит "третий" сектор крепкой хваткой. Если поддержка – то не всем, а только социально ориентированным организациям. Хочешь получать господдержку, плати за это частичной потерей независимости.
В конце года профессионально работающие в благотворительном секторе НКО сильно обеспокоились из-за повышения в 2011 году тарифов страховых взносов с заработной платы с 14 до 34%. Ведь основная статья их расходов – это зарплаты сотрудников, оказывающих бесплатные услуги тем, кому они помогают: реабилитационные занятия, группы для приемных родителей, юридические и психологические консультации и т.д. Выживут ли эти организации в новых условиях, смогут ли сохранить объем услуг и штат профессиональных сотрудников? Сомнительно. Также странно, что к малому бизнесу, IT-компаниям и СМИ государство отнеслось с пониманием и предоставило возможность уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу, а благотворительным организациям - в том числе и тем, которые активно привлекают внебюджетные ресурсы на решение тех проблем, с которыми не справляется государство - отказало. Правда, в конце декабря законодатели обещают утвердить новый перечень предприятий, которым разрешат уплачивать взносы по льготной ставке 26%, и мы надеемся, что НКО окажутся также в их числе.
Развитие фондов целевого капитала (эндаументов) стало положительной тенденцией, хотя в России их насчитывается пока около 20 и они создаются в основном при университетах и музеях. Но именно эту форму эксперты считают наиболее перспективной для развития организованной, системной, стратегической благотворительности, развития НКО, больниц, музеев, образовательных учреждений. Правда, это вопрос даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня."