Сергей Выходцев, изобретатель "Инвайта" и продуктов под брендом "Быстров", расказал в интервью "Деловому Петербургу" о том, как искать идеи для бизнеса и получить $6 тыс. на каждый вложенный доллар.
"ДП": Сергей, есть ощущение, что у многих предпринимателей
сейчас глобальный кризис идей. Случился кризис, но люди ничего не меняют, а
просто ждут, когда все восстановится. Открою бизнес–центр, продам его и
заработаю 100% прибыли…
Сергей Выходцев: Я отношу себя к еще весьма тонкой прослойке
российских предпринимателей. Это люди, которые занимаются VC–сделками (от
venture сapital — венчурный капитал), то есть высокорискованными проектами.
Здесь кризиса идей нет и быть не может.
Все традиционные ниши были заняты до кризиса, а в кризис
конкуренция лишь усилилась. Вы правы, в основном цепочки с добавленной
стоимостью были в недвижке: кто–то искал землю, кто–то оформлял, кто–то
застраивал — все эти карманы были сопряженными. Добавленная ценность
двигалась по раз и навсегда заведенному кругу. В кризис большинство этого всего
поумирало, но нам это никогда не было интересно.
"ДП": Почему люди боятся начинать что–то новое?
Сергей Выходцев: Любому нормальному человеку свойственно
стремление к стабильности и консерватизму. Но так получилось, что ровно 20 лет
назад я и мой партнер оказались в ситуации полной неопределенности. Я приехал в
Африку: языка не знаю, чем заниматься — не знаю, как возвращаться в
Россию — тоже не знаю, поскольку обратного билета нет. Окажись на моем
месте другие люди, думаю, их судьба была бы схожей с моей. Ключевым моментом
тогда стало желание банально не умереть с голоду и отсутствие возможности
залезть в портмоне, достать кредитную карточку и купить билет в Россию. Это все,
что двигало мной первые 6–8 месяцев. Никаких идей. Банально выживать в абсолютно
агрессивном мире, где идет непонятная для тебя и не понимающая тебя история.
"ДП": И что дальше? Открылся третий глаз??
Сергей Выходцев: Да–да–да, что–то типа того. Открылось
понимание, что не все, к чему мы привыкли, есть истина в последней инстанции.
Есть масса новых измерений в жизни, и, пройдя очередной эволюционный виток,
понимаешь: да, я здесь был, но на энное количество сантиметров или метров ниже.
Хорошо, если ты гораздо выше поднялся — многие так и ходят по кругу, как
пони. Вот и все. Дальше моя жизнь развивалась по этому сценарию много–много раз.
Да, уровень угрозы был уже меньше, но уровень неопределенности никогда не
снижался. Если для нормального (подчеркиваю это) человека заход в такую
непонятную систему координат является архиагрессивным и неприемлемым–много
раз.
"ДП": Значит, в состоянии наибольшей неопределенности мозги
работают лучше?
Сергей Выходцев: Не лучше и не хуже… Это своего рода
наркотик. VC–сделки — это повышенная доза адреналина, которую биологическая
машина — твой организм вкачивает, когда ты влетаешь в поворот, за которым
неизвестно что. И у тебя на повышенных оборотах начинает работать абсолютно вся
система организма. Одни люди ищут этот адреналин на американских горках, другие
лезут на Bungy Jump (прыжки с высоты с резинкой, привязанной к ногам), третьи
поднимают его какими–то химическими способами. Я 20 лет поднимаю уровень
адреналина, занимаясь бизнесом.
"ДП": Существует ли у вас наработанная технология поиска
новых идей?
Сергей Выходцев: Да, технология существует, но я не могу
похвастаться ее авторством. Все без исключения венчурные фонды в мире работают
примерно по одному и тому же сценарию. Мы это называем pipe line, то есть
трубой. Каждый день, каждую минуту, находясь где угодно, венчурный
предприниматель ищет для этой "трубы" то, что вылезает за пороги обыденного. Я
управляю инвестфондом, и моя задача — чтобы в "трубе" всегда было 15–18
идей, которые двигаются от точки "идея" в точку "стартап". Часть проектов
постоянно умирает, часть трансформируется. К стартапу должны ежегодно приходить
три–пять проектов, и из них один–два — добираться к финишу — той
точке, когда бизнес выращен, ему собрана команда. Не обязательно проект должен
быть прибыльным, ряд проектов мы продаем с глубокими убытками, но при этом мы
создали технологию, из лабораторной идеи сделали промышленную установку —
единственную и уникальную в мире, и на нее существует 10 патентов. Такая штука
продаваема, и мы ее продаем, получаем добавленную стоимость и возвращаемся в
точку ноль.
"ДП": А что сейчас на финише?
Сергей Выходцев: Мы только–только закрыли большую и очень
успешную сделку, связанную с биотопливом. В мире есть целое направление, которое
сейчас доминирует в инновационных проектах, — CleanTech, чистые технологии,
которые в России, правда, никому не интересны. Из самого понятного —
солнечные батареи, ветрогенерация и т.д. Американский бюджет истратил $2,5 млрд
на стимуляцию этого направления: выдачу безвозмездных грантов предпринимателям,
университетам, лабораториям.
В том числе и мы, не имея ни малейшей возможности найти ни
копейки в России, получили от федерального правительства США и Калифорнии деньги
на создание российской технологии. В России более–менее известно, что можно
делать бензин из кукурузы, солярку из сахарной свеклы. А мы сделали
индустриальную установку получения биодизеля — дизельного топлива из
водорослей. Сейчас это одно из самых перспективных направлений, а когда 6 лет
назад я говорил людям, что делаю солярку из водорослей, то в лучшем случае они
думали, что мы ненормальные, а в худшем — что у нас какие–то криминальные
бабки, которые русские отмывают в Калифорнии. А сейчас это уже обыденно. Мы одни
из многих, но мы стартанули раньше и вошли в тройку крупнейших компаний мира по
достижениям в этой области.
"ДП": Кому продали? Какая получилась прибыль?
Сергей Выходцев: Продали немецкому консорциуму, который
дальше будет эту идею коммерциализировать. Получили порядка 6000%. За 5 лет 8
месяцев мы получили на каждый вложенный доллар $6000.
Следующий по спелости проект — Velle. Это технология
получения полезных и вкусных продуктов из овса. Этот банальный рецепт
существовал у финно–угров много сотен лет, как у болгар существовал процесс
получения продукта, который мы сейчас называем йогуртом. Создание
высокотехнологичной компании со 106 мировыми патентами заняло у нас тоже 5
лет.
"ДП": Почему решили продавать?
Сергей Выходцев: Самые главные индикаторы —
проникновение на западные рынки этой идеи и готовность потребителей в Германии,
Австралии, Японии, США платить деньги за продукт без молока, но со вкусом
йогурта.
"ДП": Velle уже есть на Западе?
Сергей Выходцев: Это следующий этап. Венчурные фонды всегда
специализируются на разных этапах. Мы эффективно расходуем деньги, создавая
исходные материалы для следующих компаний, которые вложат еще 150–200 млн евро и
превратят наши наработки в продукцию на полке.
"ДП": Люди в России готовы после кризиса платить за
премиальный продукт с полезными свойствами?
Сергей Выходцев: Если еще пару лет назад я говорил на эти
темы достаточно спекулятивно, то сейчас уверен, что Velle прошел стресс–тест,
каковым для всех инновационных проектов был кризис. Посмотрите, сколько марок, к
которым потребители уже потихоньку начали привыкать, поумирали в кризис. Сколько
больших серьезных брендов сократили полку! Velle не потерял ни полки, ни копейки
в цене. Это была принципиальная позиция: мы сделали суперпремиальный продукт для
очень узкой продвинутой части потребителей. Это 130–150 тыс. лояльных
потребителей в Москве и Петербурге.
"ДП": Для того чтобы сделать хороший бизнес, нужно ли быть
фанатом или можно все сделать с холодной головой?
Сергей Выходцев: Я не знаю, как это сделать. Если я в прямом
смысле не беременен идеей, я даже браться за нее не буду. Когда ты можешь спать
спокойно, это 100%–ный провал, пролет.
"ДП": Были ли обидные провалы?
Сергей Выходцев: У нас еще во времена "Быстрова" был проект
порошкового энергетика. Red Bull, только в форме "Инвайта". Идея абсолютно
потрясающая. В России еще толком не было всех этих энергетиков в банках. Команда
была потрясающая. Но мы стартовали слишком рано, и это было исключительно моей
стратегической ошибкой. Тогда еще у людей не было сформировавшейся потребности в
энергетиках. Сейчас емкость рынка энергетиков где–то под миллиард, а тогда даже
$50 млн не было.
Если бы я их проект еще 3-4 года в этой "трубе" подержал,
ситуация была бы совсем другая. Думаю, миллиона полтора мы там оставили,
долларов или евро - тогда это было без разницы. Это один из немногих проектов,
которые мне очень жалко, но это наиболее классический пример того, как не надо
работать.
Вся беда была в том, что я еще не понимал жизненный цикл товара. Мне
казалось, что чем раньше я выйду на рынок, тем лучше… Но быть впереди волны не
всегда хорошо.
"ДП": А как поймать волну?
Сергей Выходцев: Это сын ошибок трудных. И интуиция. Десять
лет ты занимаешься тем, чем занимаешься, делаешь ошибки, они бьют тебя рублем. В
какой–то момент начинаешь понимать.
Так в деревне: обычный банальный агроном выходит в поле и
говорит: надо заводить комбайн и убирать… Почему? Бог его знает, но надо. Не
завелся комбайн — завтра пошел дождь, и все полегло. Как он это делает?
"ДП": Насколько вы глубоко влезаете во все проекты? Вы
контролируете все или ищете людей, которым можно доверять?
Сергей Выходцев: Скорее второе. Идея без человека — для
меня бессмысленное занятие. Сам я в большей степени привык делегировать
возможности, а ответственность нужно оставлять себе. То есть людям надо дать
возможность делать ошибки. Только тогда есть перспектива, что из этого что–то
хорошее получится. Поэтому у меня есть ребята, которые генерируют идеи, а я лишь
подправляю их.
"ДП": Сами были генератором?
Сергей Выходцев: В меньшей степени. У меня, конечно, бывают
озарения, но взяться за осуществление одного проекта — это значит поставить
крест на всех остальных, стать рабом каких–то своих амбиций и, возможно, самых
светлых идей. Пожалуй, я не готов сейчас к этому. Хотя у меня есть один свой
собственный проект — Organic Escape, экодеревня на Байкале. С точки зрения
рисков, это один из самых непонятных проектов в нашем портфеле.
"ДП": Если отслеживать ваши известные проекты, то сначала
был "Инвайт" — почти чистая химия, потом "Быстров" — по сути фастфуд,
затем полезный Vellе, теперь деревня на Байкале. Откуда этот экологичный
тренд?
Сергей Выходцев: Это не мой тренд, а тренд общества:
советского/российского. Чистая химия "Инвайта" была и остается сегодня чистой
химией любого прохладительного напитка. В то время рынок диктовал: нужно сделать
что–то что в пять раз дешевле, чем Coca–Cola, но со всеми ее потребительскими
качествами. И мы это сделали. Дальше появилось 150–200 тыс. людей, которые были
готовы платить за что–то более продвинутое, и мы сделали "Быстров". Дальше (в
России это мало кому известно) у нас был проект в области интернет–телефонии в
Гонконге. Тогда это выглядело архинепонятно. Зачем изобретать велосипед? Ну есть
же нормальный телефон — сними трубку и разговаривай. Чего ты прешься в
Интернет?
Нынешний экопроект — это скорее возможность не взять, а
отдать. Если не отдавать, любые суммы денег в твоем кошельке не сделают тебя
сбалансированным человеком. Потеря баланса неизбежна, а баланс для меня —
это самое главное в жизни. Если с интернет–телефоном и напитками мы
зарабатывали, то в случае с Organic Escape хотим сделать бизнес–модель, на
которой инвесторы, которые придут следом за нами, будут зарабатывать привычные
30–40% годовых. Лично для меня деньги — абсолютно всегда это следствие. А
не причина. Я не занимаюсь проектами ради денег.
"ДП": А ради чего?
Сергей Выходцев: Деньги идут за успехом. Делая хороший,
качественный проект, вы обязательно получите соответствующее вознаграждение.
Деньги для меня — это топливо, это не сама машина, а возможность залить
новый бензобак и поехать к следующей своей цели.
"ДП": Уровень скепсиса по поводу проекта, к примеру, друзей
и знакомых — для вас не показатель?
Сергей Выходцев: Давайте пример. Вот сейчас, в кризис, все
премиальные продукты у людей вызывают большой–большой вопросительный знак. А в
1998 году… Вы помните вообще 1998–й?
"ДП": Еще как!
Сергей Выходцев: Да, все еще хуже было. По уровню
эмоционального страдания для абсолютного большинства знакомых 1998–й год был
гораздо хуже, чем сейчас. А мы запускали продукт — пакет овсянки "Быстров" (38
гр.), который стоил столько же, сколько 800 гр. "Геркулеса". Как вы думаете,
какой уровень скепсиса я получал? На меня смотрели так: либо у вас нет понимания
ситуации, либо денег столько, что вам просто по фигу — очередную трешку или
пятерку миллионов бахнуть и забыть. Тем не менее мои люди верили в "Быстров".
Моя задача — просто вовремя выпустить зараженных этим вирусом веры ребят в
поле. Чтобы их вирус шел гулять дальше и с большой вероятностью заразил весь
рынок.
"ДП": Насколько ваши инновации строятся на достижениях
старой советской школы? Читал, что "Инвайт" делали чуть ли не ракетные
инженеры.
Сергей Выходцев: Абсолютная правда. Они решили архисложную
задачу. Если вы возьметесь за чисто техническую задачу — равномерно вмешать
в тонну порошка 10 гр. ингредиента, то окажется, что это архисложно. А в
"Инвайте" было 17 ингредиентов.
"ДП": Старая школа еще позволяет что–то брать?
Сергей Выходцев: Сейчас нет уже. Биодизель у меня оттуда,
его мы делали из советских запасов, Velle, рацион питания для астронавтов
МКС — все это делали спецы, которых мы штучно выбирали из ВПК.
Мой офис в Калифорнии выходит окнами на офис Facebook. Кучу
народу оттуда я прекрасно знаю. Вот такого же плана люди работали в ВПК. Их
только неэффективно использовали и, как говорится, микроскопом забивали гвозди.
Откуда теперь черпать кадры — не знаю. Вот китайцы существуют по принципу
бамбука. Если вы посадите зерно бамбука, то 4 года не увидите ничего: он создает
корневую систему, набирая мощь, которую потом никто не остановит. На 5–й год вы
вдруг получаете бамбуковый лес. Но люди склонны видеть 1 год и забывают про те
4, когда все происходило под землей. Большинство китайцев, которые по 10 лет
работали в моей индустрии в Силиконовой долине, Гарварде, Стенфорде, сейчас
пакуют чемоданы и едут в Шеньжень, Гонконг и Шанхай и будут там преподавать в
университетах. Россиян, делающих то же самое, мне не известно ни одного.
"ДП": В интервью с известным предпринимателем мы спросили:
можно ли честно заработать миллиард. Он долго объяснял, но осталось одно слово:
не знаю.
Сергей Выходцев: Сейчас или до кризиса? До кризиса —
точно нельзя. Мы работали в абсолютно агрессивной среде, которая на каждом шагу
создавала предпосылки, чтобы перестать быть честным человеком, даже если ты
таковым был.
"ДП": А сейчас?
Сергей Выходцев: Сейчас идет становление новой системы, и
если мы — подчеркиваю слово "мы" — доведем до ума то, что начато на
самом верху, то получим нормальную страну — не сразу, но через 10–15, может
быть, 20 лет. Сейчас горстка предпринимателей, политиков и ученых говорят вещи,
в которые я верю. Я готов ими заниматься. А если мы будем говорить: сидят
наверху Вексельберг со товарищи и деньги в Сколково пилят — ну что из этого
Сколково вырастет?
"ДП": А вас, кстати, туда позвали?
Сергей Выходцев: Нет, не позвали. Я думаю, принцип, что царя
в своем отечестве мы никогда не ищем, — он в данном случае работает на
100%.