Исследование психологов из Университета Мичигана Норберта Шварца (Norbert Schwarz) и Спайка Ли (Spike W.S. Lee) показало, что люди хотят очистить после грязного дела именно ту часть тела, которая в нем участвовала.
В мае этого года профессор психологии из Университета Мичигана Норберт Шварц (Norbert
Schwarz) и его ученик Спайк Ли (Spike W.S. Lee) провели исследование, которое
показало, что мытье рук укрепляет уверенность в себе и помогает избавиться от
переживаний после принятия ответственных решений.
Новое исследование мичиганских ученых связано с предыдущим. Его результаты, опубликованные в октябрьском выпуске Psychological Science показали, что ложь вызывает желание физического очищения тела.
Новое исследование мичиганских ученых связано с предыдущим. Его результаты, опубликованные в октябрьском выпуске Psychological Science показали, что ложь вызывает желание физического очищения тела.
"Употребление в обыденной речи таких выражений как "грязные
руки" или "грязные уста" показывает, что абстрактное мышление людей о морали
основывается на конкретном опыте - физической чистоте", говорит Спайк Ли.
В исследовании Ли и Шварца участвовали 87 студентов. Они
играли роль адвокатов, конкурирующих по службе со своим коллегой, некто
"Крисом". По условию, участники обнаруживают важный документ, потерянный Крисом.
Возвращение бумаги будет способствовать карьере соперника и повредит их
собственной.
Каждый из участников получил инструкции отправить Крису
сообщение: по телефону или электронной почте. Назвав свое имя, в послании
необходимо было сообщить или правду – что они обнаружили документ, или ложь -
что бумаги не найдены. Таким образом, одна группа согласно заданию лгала, другая
– говорила правду.
Затем участников попросили поучаствовать в маркетинговом
исследовании нескольких товаров, включающих жидкость для полоскания рта и
дезинфицирующее средство для рук, и ответить, как много они готовы заплатить за
каждый из продуктов.
Те участники, которым пришлось говорить неправду по
телефону, почувствовали сильное желание приобрести жидкость для полоскания рта.
Они готовы были заплатить за нее больше, чем те, кому пришлось лгать письменно.
И наоборот, те, кому пришлось печатать ложь, заинтересовались дезинфицирующим
средством для рук и дали за него более высокую стоимость. Участников, которым не
пришлось кривить душой, средства для очистки части тела, задействованные в
передаче сообщения, особо не привлекли.
"Это исследование показывает какие "конкретные"
метафорические связи существуют между абстрактными и конкретными областями
жизни, - говорит Шварц. - Люди хотят очиститься после грязного дела, и именно ту
часть тела, которая в нем участвовала".