Губернатор Кировской области Никита Белых в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о том, почему ему неприятно, как проводится информационная война против Юрия Лужкова и за что не любят реформаторов.
"ДП": Вы бывший лидер правых сил, какой партии сейчас
симпатизируете?
Никита Белых: Я никому не симпатизирую и ни в какой партии
не состою. Я ушел из партийной работы по той причине, что у нас нет нормальной
политической борьбы. Я имею в виду честной. Раз ее нет, то нет и необходимости
этим заниматься. У правых сил сегодня нет никакого политического рейтинга,
потому что нет реальной силы, которая с этим ассоциируется.
"ДП": А политические взгляды у вас остались прежние?
Никита Белых: Политические взгляды я не меняю. Под каждым
своим словом, которое говорил, будучи руководителем партии, я готов подписаться.
Партийность — это просто организационная форма этих взглядов. На
сегодняшний день у нас не может быть, условно говоря, либеральных и
демократических партий, потому что их не пускают на выборы в том виде, в котором
они существуют. Партия — она и есть партия, потому что она участвует в выборах.
Если она не участвует в выборах, это не партия, а клуб по интересам. Например,
"любители либеральной идеи". Но это не политическая партия. На сегодняшний день
я не вижу смысла в каких–то партийных проектах, потому что я могу доказать свои
правые взгляды на практике, будучи губернатором Кировской области. Это развитие
местного самоуправления, развитие инициатив, контроль общества над властью,
внедрение конкурентных механизмов и так далее.
Читайте также:
Никита Белых выпустил сборник "Вятские сказки"
"ДП": Как вы относитесь к отставке Лужкова?
Никита Белых: Мне проще, чем другим. Я никогда не
симпатизировал деятельности Юрия Михайловича Лужкова и достаточно жестко
критиковал его. Но то, в какой форме проходила эта информационная борьба, мне не
очень приятно. Ничего нового в сюжетах на телевидении не было. Разве никто не
знал, что Батурина миллиардер?! Либо информационные войны рассчитаны на людей с
низким IQ (а так думать не хочется), либо СМИ сознательно молчали обо всем этом
раньше. Все, что говорили, относится к 2003–2004 годам, а раньше–то всех это
устраивало или этого не видели? Если видели, но не реагировали, значит, всех это
устраивало, а раз устраивало, значит, все соучастники.
"ДП": Как вы думаете, кто будет президентом в 2012 году?
Никита Белых: Я не комментирую этот вопрос.
"ДП": Вы за выборность губернаторов?
Никита Белых: Да, и об этом я очень много говорил и писал в
блоге.
"ДП": Ваш старший брат — прокурор Пермского края, он как–то
помогал вашей карьере? Не секрет, что вы стали заместителем губернатора Пермской
области, будучи достаточно молодым.
Никита Белых: если вы проследите карьеру моего брата, то
увидите, что она развивалась позже моей. Я стал заместителем губернатора
Пермской области в 28 лет, а он через несколько лет возглавил следственное
управление.
"ДП": А в чем тогда секрет вашего успеха?
Никита Белых: Он окончил школу с медалью, и я окончил с
медалью. Я не считаю это феноменом, а считаю вполне обычной карьерой. Я просто
много работаю. Если хотите, у меня хорошая генетика. Мама — работник высшей
школы, кандидат химических наук, директор лучшего лицея в Пермском крае. Папа
тоже был замечательный человек, кандидат технических наук.
"ДП": Но далеко не каждый, кто оканчивает школу с медалью,
делает такую головокружительную карьеру.
Никита Белых: Если человек оканчивает школу в 16 лет и у
него умирает отец, он учится на двух факультетах, подрабатывает ночью грузчиком,
а днем журналистом, чтобы какую–то копеечку домой принести, то это не столь
удивляет. Это был 1991 год, и для меня это была просто жизненная необходимость.
Брат в это время уже учился в Москве, а мне пришлось остаться с матерью и
поступать в вуз дома. В 18 лет я уже организовал свой первый бизнес, потому что
для меня это был естественный процесс. Мог бы и в 16 лет организовать свое дело,
но по закону был еще несовершеннолетним. А как я в 28 лет стал председателем
партии СПС, а как в 29 — заместителем губернатора Пермской области?! Хотите
повторить успех — начните анализ с 14–летнего возраста. Посмотрите, кто как
учился, какие внешние факторы и шансы были и к чему это привело.
"ДП": Какой опыт на губернаторском посту за 2 года считаете
наиболее успешным?
Никита Белых: Прошел всего 1 год и 9 месяцев. Я очень
скептически отношусь как к себе, так и к другим. Я надеюсь, что заложил основу
для формирования гражданского общества в Кировской области. У каждого
губернатора есть выбор. Условно — или построить мост в течение короткого
времени, или начать общество реформировать. Это сложнее, и главная проблема, что
результат будет виден уже без тебя. Именно поэтому реформаторы ни в одной стране
мира не пользуются популярностью.
"ДП": Какие конкретные меры предпринимаются для развития
Кировской области?
Никита Белых: Две трети территории Кировской области покрыты
лесами, и, так как у нас нет других полезных ископаемых, лесная промышленность
является одной из главных отраслей для развития области. Есть меры региональные,
и есть меры федеральные. Поскольку главной проблемой для лесопромышленности
является сырье, федеральные власти приняли решение стимулировать развитие лесной
промышленности за счет выделения расчетных лесосек вне конкурса. Стратегически
это очень опасно, потому что мы получим лесопромышленников, которые занимаются
только лесозаготовками, а не переработкой. В рамках такого подхода непонятно,
что мы конкретно поддерживаем.
Мы в области для себя решили, что главной проблемой для нас
является переработка низкосортной древесины. Поэтому на региональном уровне мы
сделали льготы по ряду налогов — налог на имущество и транспортный налог,
субсидирование процентной ставки, особые условия, связанные с использованием
дорог. Эти льготы полным пакетом выделяются под патронажные проекты губернатора
в лесопромышленном комплексе.
Когда–то было много разговоров о "красной ртути", теперь все
говорят о необходимости производства OSB–плит. Это такие универсальные плиты,
совмещающие в себе положительные свойства ДСП и фанеры, при этом они гораздо
дешевле. У нас в области уже есть порядка 10 инвестиционных проектов по
переработке низкосортной древесины — производство OSB–плит, пеллет (древесных
гранул) и фанеры, каждый из которых объемом более 500 млн рублей. Но нам нужно
развивать также и целлюлозно-бумажное производство, потому что в современной
России не реализовано ни одного целлюлозно–бумажного проекта с нуля. Даже то,
что есть в Сыктывкаре, - это модернизация существующего производства. А
Кировская область с советских времен всегда занималась лесозаготовками, и все
производства были ориентированы на вывоз.
"ДП": Вы как–то поддерживаете малый лесной бизнес?
Никита Белых: Малому лесному бизнесу главное не мешать.
Главная проблема в том, что этот бизнес, как правило, работает в теневом
секторе. Наша задача — найти оптимальное соотношение, чтобы, с одной стороны,
все было прозрачным, а с другой стороны — выгодным для малого бизнеса. На
сегодняшний день при проведении аукционов мы "нарезаем" лесосеку небольшими
лотами, чтобы малый и средний бизнес могли участвовать в торгах. В ближайшее
время мы собираемся подписать соглашение с крупным инвестором, реализующим
порядка шести проектов на территории региона (мебельный комбинат), который берет
на себя обязательства по поддержке малого бизнеса. Он гарантирует закупку
заготовленных материалов у местных производителей по "адекватным ценам".
"ДП": В последнее время было много критики в сторону Лесного
кодекса в связи с пожарами, охватившими российские регионы этим летом. Как вы
считаете, что необходимо менять?
Никита Белых: Лесной кодекс — это закон прямого действия,
который распространяется на территории всех регионов одинаково. Ситуация была у
всех сложная, но все по-разному реагировали. Как говорят, "та же мучка, да
разные ручки". У наших соседей сгорело все, что могло сгореть. А в Кировской
области при большем количестве пожаров (мы лидеры по количеству пожаров)
обошлось без человеческих жертв. Если исходить из того, что плохой Лесной
кодекс, то у всех должно быть одинаково плохо. Почему–то при одинаковом Лесном
кодексе результаты разные — реагирование и степень тушения лесных пожаров
разная. Это означает, что дело не в Лесном кодексе, а в организации деятельности
государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и арендаторов
в регионе.
Плохо организованы лесоохрана и все, что входит в рамки
компетенции региональных властей. Я не сторонник оперативного внесения изменений
в законы после того, как что–то произошло. Проблем будет еще больше. Есть
вопросы к Лесному кодексу, но "под эту сурдинку" сейчас попытаются передать
полномочия на федеральный уровень, чтобы снять с себя всю ответственность. В
Лесном кодексе есть много хорошего — усиление региональных полномочий и
заинтересованность местных властей в развитии лесной отрасли. Если все это
передать на федеральный уровень, лучше от этого точно не
будет.