Иномарки сдают назад

Пока авторынок РФ оправляется от кризиса и растет, Петербург показывает отрицательную динамику. После паники 2009 г. склады опустели, и теперь новых машин у дилеров нет.

В первом полугодии 2010 г. в Петербурге было продано на 16% меньше иномарок, чем год назад. При этом в целом по России за полгода продажи выросли на 3%, а в июне прибавка и вовсе составила 45%.
Причина этого различия очень проста: в Петербурге продается не то, что популярно, а только то, что есть в наличии.
Пустые склады
Несмотря на то что через Петербург проходит 80% всех ввозимых в страну иномарок, 2010 г. городские дилеры встретили с пустыми складами и оказались не готовы к подъему российского авторынка. Все эксперты в один голос говорят: если бы машины были в наличии, в этом году можно было бы продать гораздо больше: по разным оценкам, на 10-50%.
«Спрос на популярные модели сейчас превышает предложение, и дилеры, прогнозирующие ситуацию на рынке, заказавшие в производство оптимальный набор моделей, сейчас показывают отличные результаты продаж», -- говорит Максим Туровец, руководитель отдела продаж автоцентра «Атлант-М Лахта».
В конце 2008 г., когда перегретый рынок начал схлопываться, у дилеров на складах остались тысячи машин. У них была альтернатива -- либо ждать возобновления продаж, либо распродавать все любыми способами. Большинство было вынуждено пойти вторым путем. Дело в том, что эйфория 2007-2008 гг., когда продажи росли на 50-60% в год, стимулировала открытие десятков новых дилерских центров, которые строились за счет банковских кредитов. Именно долговая нагрузка дилеров стала локомотивом продаж новых авто на рубеже 2008-2009 гг. До середины марта, когда в целом по России продажи падали уже на 50%, опрошенные «ДП» дилеры говорили, что не особо чувствуют падение. Добиться этого удалось за счет беспрецедентных скидок (до 20%), маркетинговых программ (резина в подарок и пр.), а главное -- не было очередей.
Впервые за многие годы петербургские покупатели могли получить ключи от машины в день оплаты. Причем они могли отыскать на складах не только нужную комплектацию интересующей их модели, но даже цвет. Именно это сформировало устойчивый спрос на машины, который перекрыл даже такой негативный для рынка фактор, как почти полное исчезновение автокредитов.
Назад в будущее
В итоге решить задачу по распродаже складов дилеры смогли, и количество банкротств из-за невыплат кредитов на этом рынке было минимальным. Но политика выжженной земли дала знать о себе в этом году.
«Вся страна сейчас массово удовлетворяет свой отложенный спрос прошлого года, когда машины продавались крайне мало и люди ждали, чем кончится кризис, -- говорит директор портала Avtodealer.ru Михаил Чаплыгин. -- В Петербурге же никакого отложенного спроса не было сформировано, и это как раз и привело к нынешнему падению продаж».
Сокращение продаж в Петербурге показали все основные лидеры: Chevrolet, Ford, Toyota, Nissan, Hyundai. На их фоне успехом кажутся результаты марки KIA, которая кризисные годы потратила на полную перестройку дилерской сети и коренное обновление модельного ряда. В итоге -- плюс 4,5% к уровню прошлого года.
Олег Шумский, владелец салона KIA «Шувалово Моторс», говорит, что показатели могли быть еще выше. «В сентябре у нас заключено 140 контрактов на продажу, а обеспечение есть только по 70 машинам», -- сетует он.
Но главное достижение -- у марки Volkswagen. Запустив в конце 2009 г. завод в Калуге, немецкий концерн обеспечил стабильные поставки машин этого бренда, пользующегося у россиян почти безграничным доверием. В итоге продажи за первое полугодие выросли в Петербурге сразу на 43%.
Вечные ценности
Еще три марки идут наперекор рынку: Mercedes, BMW и Audi (+73, +34 и +21% соответственно). Как говорит Евгений Войтенков, глава центра «Олимп», логика покупателей этих машин сильно отличается от логики массового рынка.
«Премиум-класс вообще никогда сильно не падал и всегда начинал расти быстрее других», -- говорит Евгений Войтенков. -- В то время как в среднем ценовом сегменте развернулась настоящая война брендов, никому из наших покупателей и в голову не приходило выбрать японские машины, а не Mercedes только потому, что продавцы Lexus предлагали гигантские скидки».
Большинство дорогих машин в Петербурге покупается по корпоративным каналам и оформляется на организации. А как раз в 2009 г. большинство компаний вело политику экономии, откладывая обновление автопарков на будущее. Как раз сейчас оно и наступило, считают продавцы.
«Рынок премиальных машин не насыщен -- в России есть много людей, которые могут позволить себе дорогую машину, но пока не делали этого по психологическим причинам, и как раз кризис убедил их покупать», -- считает Григорий Брудный, глава ООО «Грегорис Карс». Его центр продаж как раз сейчас устроил массовую распродажу, продав всего за 2 месяца более 200 машин дорогих брендов.
Не сработало
Основным двигателем продаж на российском рынке в 2010 г. стала программа утилизации. Соответственно, наибольший прирост продаж в России у ОАО «АвтоВАЗ» -- именно его продукцию россияне в основном обменивают на авто­хлам. Сейчас до 40% его продукции покупается в стране в обмен на старые машины. Однако серьезный прирост продаж программа дает и бюджетным моделям иностранных брендов, попавшим в программу.
Тем не менее Петербург и здесь идет против рынка. Программа утилизации пользуется в городе крайне низкой популярностью. За полгода ее работы в Петербурге и Ленобласти принято на утилизацию лишь 12,6 тыс. вышедших из эксплуатации автомобилей. Это всего 4% от общероссийских показателей, хотя на наш город традиционно приходится около 10% рынка.
«Продукция АвтоВАЗа никогда не пользовалась успехом в Петербурге, а на те иностранные модели, которые попадают в программу, у нас в городе гигантские очереди», -- объясняет эксперт автомобильного рынка Сергей Петросян (экс-глава местного подразделения «Рольф»). Действительно, на модели «Лада» в Петербурге в первом полугодии 2010 г. пришлось всего 12% продаж в городе, тогда как в целом по России доля АвтоВАЗа приближается к 30%. В то же время очередь на входящие в программу модели Ford, Renault, Chevrolet растянулась на полгода и больше, что сильно отпугивает покупателей.
Ждать недолго
Эксперты ожидают, что уже к концу года ситуация на рынке Петербурга придет в соответствие общероссийскому тренду. Максим Туровец полагает, что продажи 2010 г. даже превысят показатели прошлого года. Сергей Петросян считает, что они лишь сравняются. По его прогнозам, роста можно ждать уже в феврале-марте 2011 г. К тому времени ажиотажный спрос на машины в городе будет удовлетворен, а очереди спадут. Олег Шумский прогнозирует, что со следующего года, когда заработает петербургский завод Hyundai (будет также производить машины KIA), продажи корейских автомобилей резко пойдут вверх, что увеличит объем рынка в целом на 15-20%.
Но для этого на смену нынешнему рынку дилеров, которые из-за дефицита, по сути, диктуют потребителю, что покупать, должен прийти рынок покупателя. А отсутствие очередей и восстанавливающийся рынок автокредитования поднимут продажи куда лучше любой маркетинговой программы.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты