Рашид Нугманов: "Универсальных героев нет"

Автор фото: Итар-Тасс

Режиссер Рашид Нугманов, представив публике обновленный блокбастер двадцатилетней давности "Игла Ремикс", рассказал о современных героях, Путине, наркомании и Викторе Цое.

Фильм "Игла Ремикс" показывают всего лишь в 70 кинотеатрах страны.
"ДП": Ваш фильм Игла стал культовым фильмом времен перестройки, сейчас выходит Игла Ремикс. Вы считаете что темы, поднятые тогда в фильме актуальны и сейчас?
Рашид Нугманов: Если считать что этот фильм о наркомании и сложностях излечения от этой зависимости то актуальны. Виктора многие любят и помнят до сих пор, может быть не в таком массовом и истеричном масштабе как в 89-90 году, но его музыка звучит – тоже актуально. Но для меня смысл в другом – взглянуть на жизнь по другому, после того как была снята картина. Ведь мы ее снимали картину не о наркомании, а о природе зависимости вообще, от чего угодно, будь то физическая или психологическая или идеологическая зависимость. И главный герой Моро является олицетворением освобождения, потому что он не зависит ни от кого и ни от чего. Но главный смысл и того и этого фильма, что если ты сам не примешь решения освободиться, то тебе никто не поможет, даже Виктор Цой. Герой может показать тебе пример собственной независимости, он может дать тебе почувствовать что такое свобода, но все–равно конечное решение за тобой
"ДП": А кто в современном мире может быть таким героем? Путин?
Рашид Нугманов: Универсальных героев нет, для разных людей разные герои. Время всегда порождает спрос в тех или иных героях, или называйте их личностями. В конце 80-х система рушилась, все почти поголовно понимали, что она не устроит и что-то ей на смену придет. А вот что никто не знал. И в это время резко повысился спрос на героев, пророков, то есть людей, которые могут предложить новые правила игры, указать новый путь, за которыми можно пойти. И вот этот спрос выводит людей, как Виктора из кочегарки на стадион.
А сейчас спрос иной. Тогда мы создавали правила игры, тогда все это было впервые, а сейчас, двадцать лет спустя, правила игры более менее сформированы, и ты знаешь что делать, что бы стать, успешны и богатым. Теперь каждый может стать себе этим героем. Но есть отличие – для того типа героев, которых олицетворяет Виктор Цой, одной из главных особенностей является независимость, некоторые называют это честность. Он не предает себя и не зависит от обстоятельств. Ясно что такой фигуре не выжить в настоящее время – он превратиться в маргинала, но в глубине души каждый человек, даже самый успешный, не чувствует полного удовлетворения если он стал успешным следуя формулам, грубо говоря продавшись. И каждый в глубине души хотел бы стать героем, оставаясь самим собой, не прогибаясь под систему.
"ДП": Каким вы видите современных киногероев?
Рашид Нугманов: Сейчас это герои более отдаленные от жизни и реальности, потому что в Игле человек быль более вписан в ту реальность, которая была на тот момент. И может быть это тоже было одним из слагаемых успеха, для это картины тогда. Сейчас люди приходят в кинотеатр, что бы забыть об этой реальности или увидеть альтернативу.
"ДП": Вы с 1993 года не сняли ни одного фильма, чем был вызван такой большой перерыв?
Рашид Нугманов: Я человек, который не любит заниматься одним и тем же. По первому образованию я архитектор, отработав три года архитектором, хотя и открывались очень хорошие перспективы, я резко изменил свою жизнь и ушел в археологию. Отработав несколько лет в археологии, и исколесив весь Казахстан, я вдруг поступил во ВГИК, потом начал снимать кино. В 1992 году я страшно влюбился. Меня и мою будущую жену-француженку разделяли целые страны, и я уехал. Я познал, что такое семья, что такое отцовство, познал радость Джона Леннона, который пять лет сидел ничем не занимался и кормил Шона. Это был новый континент для меня.
Потом я открыл для себя целый мир казахстанской политики, и очень активно в него вошел как общественный деятель. Занимался смесью общественной деятельности, лоббизма и правозащиты. Работал с гражданским обществом, разными партийными группами, устанавливал связь с коллегами в других странах, в Европе. Потому что Казахстан была новая страна, и все строилось заново, и было безумно интересно, это был такой настоящий рок-н-ролл. Все остальное стало как-то мелко, кино и музыка, все стало мелковатым, развлекательным и попсярным. Либо если это был стойкий рок-н-рол то он все больше возвращался в подворотни и кочегарки. А в политике все бурлило и было очень опасно.
"ДП": Представим что Цой жив, какой фильм вы бы сейчас сняли с ним в главном роли?
Рашид Нугманов: Еще до съемок Йа-хи у нас с Виктором было множество проектов и задумок. А мой первый проект, фильм Король Брода, который мы стали с ним обсуждать, касался стиляг, шестидесятников. Не тех, которых мы знаем – Рождественский, Вознесенский, и не так как это в фильме Стиляги отображено. Думаю что этот бы фильм, мы бы рано или поздно осуществили. У нас был целый цикл задумок приключений Моро. Кстати, в том фильме, стиляжном, главный герой тоже Моро.
Например, один сценарий, который мы бы наверняка осуществили, был написан с Биллом Гибсоном, отцом киберпанка, который известен как духовный вдохновитель таких фильмов как Матрица. Если бы Виктор не погиб и тот фильм осуществился, то вы бы увидели молодого элегантного бойца в длинном плаще задолго до Матрицы. Было много других задумок. Трудно загадывать, ведь такие вещи рождаются во взаимной беседе. Сейчас Виктора нет, а ты уже за него не можешь решить.
"ДП": Вот Моро был "Мистером Х" - он пришел из ниоткуда и ушел в никуда. Зачем в новом фильме вы открыли тайну?
Рашид Нугманов: А я ведь на самом деле все-равно ведь до конца не открыл. Я просто дал возможный вариант того, что происходило, а было это так или нет – это кино. И как образом он оказался в этой кочегарке, тоже все не раскрыто. Поэтому только кажется, что вы теперь знаете, все об этом персонаже, а новые подробности его жизни открывают новую кучу вопросов. Так что в этом смысле я ничего не открыл, он и остался "мистером Х".
"ДП": Каким образом, по вашему мнению, надо бороться с наркоманией?
Рашид Нугманов: Нужно в первую очередь понять, что та иллюзия свободы, которую дают наркотики - страшнейшая форма несвободы. Если ты пытаешься убежать, освободит себя, то не там. Путь другой, мы понимаем, что ты не можешь быть полностью независим от законов общества, где ты живешь, не можешь быть полностью независим от физиологических потребностей, но наркотики это иллюзия независимости. Пока ты этого не поймешь - ничего не произойдет. Употребляя наркотики ты превращаешься в гриба. Если тебя это удовлетворят, то туда тебе и дорога. Но если ты пришел к наркотикам через стремление освободиться или выйти в другой мир, то ты попал в подвал. Все зависит только от тебя, и никто не может тебе помочь кроме самого себя. Если кому-то нужен простой совет – для того что бы избавиться от зависимости, ты должен понять что можешь избавиться от нее только раз и на всегда. Ты не можешь избавиться от нее какими-то полумерами: снижением доз, или какими-то заменителями – только сразу и навсегда. Ты не должен оставлять в своем мозгу даже подсознательных отступных путей. Но есть один важный психологический момент, если человек полностью отрезает пути и не оставляет ни одного отступного пути, он может потерпеть духовный кризис.
Как я бросил курить – поставил себе один единственный отступной путь, в результате которого мог бы возвратиться к курению. Я, тогда как раз влюбился в свою будущую жену, и поклялся перед свидетелями, что с этого момента ни одной сигареты вообще, и что закурю только тогда, когда моя любимая женщина сама меня об этом попросит. Что ты не сделаешь ради любимого человека? Здесь очень важно не сказать ей об этом, иначе ты даешь ей подсказку: "Попроси меня об этом". Мы уже практически 20 лет живем и она до сих пор этого не знает. До этого я курил 19 лет, последнее время по две пачки в день, и это настолько здорово сработало, что не выкурил ни одной сигареты до сих пор.
"ДП": Современная модель: Выпускают йогурт или шампунь в новой упаковке – пишется "новый продукт". Сколько в вашем проекте маркетинга?
Рашид Нугманов: Ноль. Это просто стремление отдать долг другу и еще раз выразить свою любовь к нему, и то что он для тебя жив. Не даром на афишах до сих пор написано "В главной роли Виктор Цой".
"ДП": На афише написано "Этот фильм не для Вас", так для кого же он?
Рашид Нугманов: Вы сами решайте. Если вам понравился – значит для вас, если не понравился – не для вас. И понравился или не понравился – для меня лично это второй вопрос. Самое главное, что бы эти полтора часа были не зря потрачены. Потому что негативное чувство это тоже важно и нужно. Вот некоторые люди любят бросать камни и если не давать им эту возможность – им плохо станет. И поэтому когда людям хочется бросить камень – для них это тоже должно быть к добру.