09:0815 июля 201009:08
283просмотров
09:0815 июля 2010
Исполнительный директор Тихвинского вагоностроительного завода Олег Меньшиков о том, как построить современное предприятие на развалинах советского гиганта — "Трансмаша".
Первую очередь литейного производства на Тихвинском заводе
группа "ИСТ" запустила в прошлый четверг. Строительство предприятия общей
стоимостью более $1 млрд ведется с 2005 года на площадке бывшего
производственного комплекса "Трансмаш". Запуск основного производства намечен на
2011 год.
"ДП": На Тихвинском вагоностроительном заводе вы собираетесь
выпускать грузовые вагоны нового поколения на базе инновационной тележки по
американской технологии. Контракт с американцами уже подписан?
Олег Меньшиков: Да, во время недавнего визита президента РФ
Дмитрия Медведева в США группа "ИСТ", которая реализует проект Тихвинского
завода, подписала соглашение с компанией Wabtec. В соответствии с соглашением мы
имеем право на конструкцию, производство и продажу на территории России и СНГ
разработанной входящей в корпорацию Wabtec компанией Standard Car Truck тележки
грузовых вагонов типа Barber.
picturegallery.d6a15d9e-8dda-4058-a498-d18cd8022721
Кроме того, мы можем предоставлять лицензию другим
производителям, которые пожелают ее производить на своих предприятиях.
Особенность документа в том, что интеллектуальные права полностью в нашей
собственности. Прежде ведущие западные машиностроительные компании, такие как
"Сименс", "Альстом", подписывали соглашения с отечественными предприятиями, но
они создавали совместные предприятия.
При таком варианте иностранцы не передают интеллектуальные
права, они неохотно делятся своим ноу-хау. В нашем случае в результате 4 лет
совместных работ принято решение о передаче прав. Самим американцам также это
соглашение выгодно: в лице нас, группы компаний "ИСТ", они получают
технологического партнера и для продвижения своей продукции смогут через нас
выйти на российский рынок, а в перспективе — и за его пределы.
"ДП": Каковы производственные масштабы вашего
предприятия?
Олег Меньшиков: Мы планируем выпускать 10 тыс. вагонов в
год, и если рынок потребует, то сможем увеличить производство до 13 тыс.
вагонов, если перейдем на трехсменную работу на вагоносборочном производстве. На
площади 50 га мы строим два основных корпуса — вагоностроительный и
литейный. Первым мы запускаем вагоносборочное производство в начале 2011 года,
литейное производство — во II квартале 2011 года.
"ДП": А рынок для такого инновационного продукта есть? Ведь
за время кризиса и грузоперевозки упали.
Олег Меньшиков: Действительно, объемы перевозки грузов по
железным дорогам упали, хотя в 2010 году мы видим их уверенное восстановление.
Рост по I кварталу 2010 года составил почти 13% в сравнении с прошлым годом, и
эта тенденция сохранится с набирающей обороты экономикой.
Но наш оптимизм базируется даже не на этом. Главное —
это то, что почти половина российского вагонного парка находится за гранью
ресурса, эти вагоны перебегали свой срок и требуют замены. Это формирует
огромный спрос на новые вагоны. Соответственно, все вагонные предприятия на
территории РФ, Украины и других стран СНГ сейчас работают с полной загрузкой. К
нам уже приезжают потенциальные покупатели и спрашивают: "Когда же вы запустите
предприятие?" Я это связываю со спросом, который формируется не столько за счет
роста грузоперевозок, сколько за счет износа существующего парка вагонов.
"ДП": А строите вы завод ведь не совсем с нуля?
Олег Меньшиков: Фактически я бы квалифицировал ТВСЗ как
проект greenfield, то есть строительство в чистом поле, а не реконструкция
и строительство в уже существующих зданиях. Возводятся новые корпуса, строятся
новая крыша, новый пол, новая инженерия. С другой стороны, строительство завода
идет на существующей промплощадке с подведенными энергоносителями, необходимой
транспортной инфраструктурой.
Это идеальный баланс между концепциями уже упомянутой
greenfield и brownfield, подразумевающей, как правило, использование с
реконструкцией существующих мощностей.
Раньше здесь был индустриальный комплекс, который в
советские годы назывался "Трансмаш". На нем работало порядка 20 тыс. человек,
предприятие обеспечивало 60-70% компонентной базы для всего Кировского завода в
Ленинграде. В начале 1990-х годов "Трансмаш" развалился на мелкие предприятия, а
в 2000 году всю площадку приобрела группа "ИСТ" и успешно реализует на ней
промышленные проекты.
"ДП": На вашем заводе должно работать 3,5 тыс. человек.
Сколько вы уже набрали?
Олег Меньшиков: На данный момент на Тихвинском
вагоностроительном заводе работают около 200 человек. В настоящее время основной
набранный персонал — это руководители, директора подразделений, технологи.
Постепенно набираем основной персонал.
Массовый набор по рабочим специальностям начнется в
августе-сентябре. Людей привлекаем со всех уголков России: топ-менеджеры и
высококвалифицированные специалисты приезжают к нам из Новокузнецка, Тольятти,
Набережных Челнов, Чебоксар, Омска, Новоалтайска, Санкт-Петербурга и, конечно,
самого Тихвина и соседнего Пикалево.
Некоторые из этих городов переживают сейчас не лучшие
времена. Особо хочу отметить, что приоритетом в наборе рабочих специальностей
для нас являются жители Тихвина, кто-то из них уже работал на бывшем
"Трансмаше".
Работу ведем масштабную, для этого проводим ярмарки
вакансий, ездим в регионы, используем кадровые агентства, Интернет, вплоть до
персональных рекомендаций.
"ДП": А достаточна ли квалификация у людей из Тихвина? Ведь
со времени распада "Трансмаша" прошло уже много лет.
Олег Меньшиков: Если квалификация потенциального сотрудника
не соответствует нашим требованиям, мы, к сожалению, отказываем в
трудоустройстве на предприятие. Мы принимаем людей, у которых есть базовое
обучение. При этом, чтобы работать на конкретном оборудовании, нужно, конечно,
учить.
ТВСЗ — это очень высокотехнологичное предприятие, и мы
вкладываем ресурсы в обучение специалистов, направляем их на обучение к
поставщикам оборудования, в том числе и за рубеж.
"ДП": Что привлекает людей на ТВСЗ?
Олег Меньшиков: Мотивация рабочего и мотивация директора
несколько отличаются. По своему опыту знаю, что для топ-менеджеров и
высококвалифицированных специалистов прежде всего важен сам амбициозный
проект.
Это ведь прецедент на постсоветском пространстве:
машиностроительных предприятий с такой мощностью, объемом инвестиций, с таким
масштабом деятельности в последние лет двадцать просто не строили. Специалистам,
которые работают в области машиностроения, этот проект понятен и интересен. Шанс
поучаствовать в таком проекте дается раз в жизни.
В Тихвине для сотрудников завода строится жилье: более 2
тыс. квартир по льготной ипотечной программе. Основной критерий программы -
доступность жилья для всех работников. Также мы участвуем в государственной
программе "Переезд" Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов
(АРИЖК). Она уже начала работать.
"ДП": Иностранные специалисты будут у вас работать?
Олег Меньшиков: На самом заводе вряд ли. Во-первых,
иностранцы дорогие, во-вторых, есть языковые и ментальные различия. При этом к
управлению проектом на этапе строительства и ввода завода в эксплуатацию
привлечены зарубежные фирмы. Заказчик-застройщик и генподрядчик проекта
ТВСЗ — израильская инжиниринговая компания Baran Group, на счету которой
масштабные стройки в области высоких технологий по всему миру. Поставщиками
технологий и оборудования для завода являются компании более чем из 15 стран
мира.
"ДП": По какой модели управления организовано ваше
предприятие?
Олег Меньшиков: Мы будем использовать весь современный
инструментарий, чтобы сделать наше предприятие эффективным. Это в том числе и
элементы бережливого производства — технология управления, которая пришла
из "Тойоты".
"ДП": Монастырь оказал влияние на возрождение города?
Олег Меньшиков: Мне кажется, да. С возвращением иконы
(Тихвинская икона Божией Матери. — "ДП") здесь все происходит по-другому.
Место ведь это намоленное, благодатное.