Развитие экосистемы инновационного предпринимательства во многом зависит от открытости вузов, их готовности зарабатывать и сотрудничать с бизнес–инкубаторами и инвестфондами.
  Федеральный закон №217, который позволяет вузам использовать 
научные наработки для создания малых инновационных предприятий, был принят 
в августе 2009 года. По данным Министерства образования, уже 
в январе 2010 года в России было создано около 200 таких 
предприятий.
 Несмотря на положительную 
динамику, Виктор Авдеев, генеральный директор НПО "Унихимтек" 
и заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов 
химического факультета МГУ, считает, что вузам еще предстоит научиться 
оценивать, упаковывать и продавать те многочисленные изобретения, правами 
на которые они обладают.
    Несмотря на положительную 
динамику, Виктор Авдеев, генеральный директор НПО "Унихимтек" 
и заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов 
химического факультета МГУ, считает, что вузам еще предстоит научиться 
оценивать, упаковывать и продавать те многочисленные изобретения, правами 
на которые они обладают.
  "Закон дает возможности, которые глупо недооценивать", — 
говорил Виктор Авдеев на форуме от "От науки к бизнесу". 
По его мнению, денег у вузов сейчас даже больше, чем желания 
работать и выходить на рынок. Например, МГУ получил в этом году 
из госбюджета $160 млн, что сравнимо с бюджетами западных 
университетов.
  По данным опроса компании "Балтика Бизнес Консалтинг", 
у большинства вузов даже нет отдела внедрения разработок, который 
отвечал бы за маркетинг и работу с внешним рынком. 
"Закрытость вузов — это серьезная проблема. Вузы часто не желают вести 
переговоры по коммерциализации разработок, что в комплексе 
со слабым пиар–сопровождением приводит к тому, что масса патентов 
остается в стенах вуза", — констатирует Алексей Константинов, управляющий 
партнер компании "Балтика Бизнес Консалтинг".
  Далеко не в каждом вузе есть необходимые 
специалисты. Например, патент­ные поверенные, первая задача которых — 
защищать разработки и готовить их к рынку. 
"В Санкт–Петербургском государственном университете, насколько я знаю, 
работают три патентных поверенных. Можно предположить, что в штате 
небольших вузов таких специалистов нет вообще", — говорит Виктор Авдеев.
  Сами вузы указывают на несовершенство законодательной 
базы. Например, текущее законодательство запрещает передавать в уставный 
капитал созданных инновационных компаний деньги, сдавать им в аренду 
помещение или оборудование. Для этого нужно проводить конкурсы.
  Развитие технологических проектов часто требует больших 
инвестиций, которыми не всегда располагает университет. А инвесторы 
не готовы вкладывать в компании, где блокирующий пакет акций 
(по закону вуз может привлекать соучредителей, только если его доля 
в уставном капитале составит более 25%) принадлежит вузу. Николай Тойвонен, 
проректор по развитию проектной деятельности СПбГУ ИТМО, уверен, 
что ситуацию с инвестором можно решить путем переговоров: 
"С одной стороны, инвестор действительно не имеет полного контроля 
над компанией, с другой — участие университета является своеобразной 
гарантией качества тех результатов интеллектуальной деятельности, права 
на которые получает компания".
  Однако основной проблемой остается дефицит людей, 
воспитанных в духе предпринимательства. Они до сих пор воспринимаются 
вузовской элитой как "торгаши в храме науки". "Вузам предстоит понять 
логику бизнеса. Как продавать технологии, кто будет выступать 
заказчиком? Ответить на эти вопросы помогут талантливые студенты, посевные 
фонды, бизнес–инкубаторы", — считает Сергей Подузов, консультант 
бизнес–инкубатора "Ингрия". Инкубатор работает в тесной связке 
с вузами, открывает площадки на базе университетов (уже действует 
в ИТМО), вовлекает студентов в бизнес.
  Роль инкубатора также может взять на себя наукоемкий 
бизнес. Так, Виктор Авдеев собирает на базе химфака МГУ, где работает 
лаборатория его компании, команды студентов–химиков и студентов Высшей 
школы экономики. Они по заказу его компании развивают проекты новых 
продуктов и на деле понимают, из чего состоит инновационный 
бизнес.

