Развитие экосистемы инновационного предпринимательства во многом зависит от открытости вузов, их готовности зарабатывать и сотрудничать с бизнес–инкубаторами и инвестфондами.
Федеральный закон №217, который позволяет вузам использовать
научные наработки для создания малых инновационных предприятий, был принят
в августе 2009 года. По данным Министерства образования, уже
в январе 2010 года в России было создано около 200 таких
предприятий.
"Закон дает возможности, которые глупо недооценивать", —
говорил Виктор Авдеев на форуме от "От науки к бизнесу".
По его мнению, денег у вузов сейчас даже больше, чем желания
работать и выходить на рынок. Например, МГУ получил в этом году
из госбюджета $160 млн, что сравнимо с бюджетами западных
университетов.
По данным опроса компании "Балтика Бизнес Консалтинг",
у большинства вузов даже нет отдела внедрения разработок, который
отвечал бы за маркетинг и работу с внешним рынком.
"Закрытость вузов — это серьезная проблема. Вузы часто не желают вести
переговоры по коммерциализации разработок, что в комплексе
со слабым пиар–сопровождением приводит к тому, что масса патентов
остается в стенах вуза", — констатирует Алексей Константинов, управляющий
партнер компании "Балтика Бизнес Консалтинг".
Далеко не в каждом вузе есть необходимые
специалисты. Например, патент­ные поверенные, первая задача которых —
защищать разработки и готовить их к рынку.
"В Санкт–Петербургском государственном университете, насколько я знаю,
работают три патентных поверенных. Можно предположить, что в штате
небольших вузов таких специалистов нет вообще", — говорит Виктор Авдеев.
Сами вузы указывают на несовершенство законодательной
базы. Например, текущее законодательство запрещает передавать в уставный
капитал созданных инновационных компаний деньги, сдавать им в аренду
помещение или оборудование. Для этого нужно проводить конкурсы.
Развитие технологических проектов часто требует больших
инвестиций, которыми не всегда располагает университет. А инвесторы
не готовы вкладывать в компании, где блокирующий пакет акций
(по закону вуз может привлекать соучредителей, только если его доля
в уставном капитале составит более 25%) принадлежит вузу. Николай Тойвонен,
проректор по развитию проектной деятельности СПбГУ ИТМО, уверен,
что ситуацию с инвестором можно решить путем переговоров:
"С одной стороны, инвестор действительно не имеет полного контроля
над компанией, с другой — участие университета является своеобразной
гарантией качества тех результатов интеллектуальной деятельности, права
на которые получает компания".
Однако основной проблемой остается дефицит людей,
воспитанных в духе предпринимательства. Они до сих пор воспринимаются
вузовской элитой как "торгаши в храме науки". "Вузам предстоит понять
логику бизнеса. Как продавать технологии, кто будет выступать
заказчиком? Ответить на эти вопросы помогут талантливые студенты, посевные
фонды, бизнес–инкубаторы", — считает Сергей Подузов, консультант
бизнес–инкубатора "Ингрия". Инкубатор работает в тесной связке
с вузами, открывает площадки на базе университетов (уже действует
в ИТМО), вовлекает студентов в бизнес.
Роль инкубатора также может взять на себя наукоемкий
бизнес. Так, Виктор Авдеев собирает на базе химфака МГУ, где работает
лаборатория его компании, команды студентов–химиков и студентов Высшей
школы экономики. Они по заказу его компании развивают проекты новых
продуктов и на деле понимают, из чего состоит инновационный
бизнес.