Артемий Лебедев: почему у нас хуже, а у них лучше

Я достаточно много путешествую, был в 99 странах. Городов, которые я посетил, наверное, штук 500, из них где–то 150 — в России.

На основании того, что я вижу в европейских городах, можно сделать несколько выводов. Об обустройстве людей и о том, почему так получается, что у нас хуже, а у них лучше.
Я вижу, что в Европе лучше машины, я вижу, что в Европе лучше журналы, телевизоры в Европе лучше и т.д. Какую вещь ни возьми, мне хочется европейскую, мне не хочется русскую. Я не хочу у себя дома держать нашу электрическую плиту или газовую. Она мне не нравится по ряду причин. Хотя, возможно, законы физики у нее соблюдаются очень хорошо, и конвекция работает, и с точки зрения науки там все сделано правильно.
В основе всего этого лежит такая вещь, как разная зона комфорта у западных людей и у наших. У каждого человека существует зона комфорта независимо от того, где он находится. Даже у бомжа есть зона комфорта, она ограничивается его коробкой из–под холодильника. У человека, который живет в Европе, зона комфорта распространяется дальше, чем его квартира: она захватывает его лестничную площадку, его дворик, его улицу, его квартал. Его центр города. Окраины европейских городов так же ужасны, как и наши: панельное жилье везде довольно жуткое и французский шахтерский городок мало чем отличается от донецких ужасных окраин.
В России традиционно зона комфорта заканчивается у человека его входной дверью, обивкой, которую он сделал себе на дверь. Она еще будет входить в зону комфорта, а вот дальше 10см от дверного косяка — уже нет. Человеку все равно, что там. Там может быть все что угодно: страшная масляная краска, соседский велосипед, какой–то пятидесятого года сундук, выставленный соседями. Я проводил опрос людей, что им не нравится в соседях, выяснилось, что соседи козлы у всех. Это значит, что люди говорили сами про себя в этот момент.
Артемий Лебедев Артемий Лебедев
Очень редкий случай, когда кто–то делает ремонт у себя в подъезде. Потому что человек идет в соседние квартиры, а там говорят — денег нет, не дам тебе. Ну, может быть, найдется второй олигарх, который даст денежку. Вот два человека (это в лучшем случае) ремонтируют подъезд, остальные их ненавидят. Они стараются как–то поднасрать, что–нибудь нарисовать или разбить. Или не закрыть входную дверь, чтобы бомжи пришли. Люди не готовы принимать выход из зоны комфорта.
Что еще входит в зону комфорта российского человека. Безусловно, одежда, люди любят покупать себе красивую одежду. Даже когда они выходят из дома и идут по дровяным мосткам, они всегда это делают в очень красивой обуви, очень красивых брюках, красивом платье. Оно должно быть очень дорогим, на последние деньги купленным. И машина, безусловно, входит в зону комфорта. Человек с удовольствием покупает себе очень дорогую машину. Причем с ходу непонятно, как это он на нее заработал $150 тыс., а в компании, которой он владеет, туалетные кабинки разделены не сплошными стенами, а маленькими перегородочками, как в школе.
Человеку, у которого машина за $150 тыс., не стыдно быть владельцем работы, где его коллеги и сотрудники работают в таких условиях. Ему все равно, потому что это работа. Работа находится за пределами его зоны комфорта. Так устроено в большинстве российских компаний. Это принципиальное различие между тем, что есть у нас, и тем, что есть на Западе. На Западе люди с удовольствием построят сортир и никогда не будут туда ходить. Но они будут знать, что сделали что–то, что обеспечит комфорт другим людям — коллегам или не знакомым им людям. И с удовольствием вымостят дорожку, посадят деревцо и так далее.