Это все отрава и яд

Собственник инвестиционно-строительного холдинга RBI Эдуард Тиктинский рассуждает об оголтелых общественных организациях и других проблемах петербургских застройщиков.

Что сейчас происходит на строительном рынке?
-- На рынке происходят, на мой взгляд, благоприятные очистительные процессы. Кризис, как санитар, почистил рынок и дальше его будет подчищать, но это небыстрый процесс. Что очень важно -- кризис сделал клиента значительно мудрее, чем он был. Мы этому очень рады. Раньше для людей масштаб компании и доверие к ней сливались воедино: если компания большая и строит много объектов, то в глазах покупателя она автоматически причислялась к надежным.
Можно было сколь угодно долго говорить, что квартира -- серьезная покупка и подходить к ней нужно ответственно -- люди упорно не хотели обращать внимание на задержки сроков строительства, колоссальные проблемы с качеством, отсутствие элементарных сопутствующих сервисов. Кризис помог существенно пересмотреть подходы к покупке жилья, сейчас покупатели более аккуратны и грамотны.
Как изменились приоритеты покупателей?
-- Статистика и исследования, которые мы ведем, показали интересные тенденции за последний год. В начале кризиса люди покупали преимущественно объекты высокой степени готовности. В 2009 году продажи падают на 30%, но это не связано напрямую с платежеспособностью населения, а продиктовано двумя чувствами: страхом (непонятно, кому из компаний можно доверять) и надеждой, что цены продолжат падать. Уже по прошествии полугода приобретались объекты любой степени готовности, но только у тех компаний, которые, во-первых, ритмично строили, во-вторых, имели адекватную кредитную нагрузку и, в-третьих, имели хорошие отношения с банками.
По сути, таких компаний остались буквально единицы. Например, у нас в кризисный 2009-й скорость продаж была в 3 раза выше рынка, то есть мы продаем быстрее, чем рынок в среднем. Но если кто-то продает в 3 раза быстрее, значит, кто-то продает в 3 раза медленнее, и представить состояние такой компании мне довольно сложно -- оно откровенно тяжелое.
В IV квартале 2009 года немногочисленные надежные компании начинают постепенно повышать цены. Покупатели отреагировали увеличением спроса, в результате -- серьезный рост объема сделок, что продолжилось и в I квартале 2010 года, и сейчас. По нашему прогнозу, объем рынка в этом году против кризисного вырастет на 25%. Он не выйдет на уровень докризисного, но значительно восстановится.
Что сегодня могут сделать строители, чтобы добиться доверия покупателя?
-- Нужен индивидуальный подход. Его до кризиса просто не было. Был рынок продавца: существовал определенный дефицит жилья, и на этом фоне продавцы максимум были вышколены на предмет знания продукта и четкого ответа на вопросы клиента. Была масса гиперактивных покупателей, которые знали, чего хотят, им нужно было просто окончательно сориентироваться.
Кризис все расставил на свои места: наступил рынок покупателя. Продавец должен выступать не компьютером, который отвечает на вопросы, он должен владеть большим спектром технологий и эмпатировать покупателю, чувствовать его, задавать наводящие вопросы, выясняя потребности. При этом он должен собирать информацию, вбирать ее в себя и в итоге вместе с покупателем формулировать некий идеальный образ объекта, который нужен именно этому клиенту.
Продавец должен идти вместе с покупателем по некоему коридору предпочтений и быть помощником и консультантом для него.
Кого по объемам продаж вы считаете своим конкурентом?
-- Я предпочитаю никогда не говорить о коллегах: кого-то назовешь, кого-то забудешь. Безусловно, есть компании, у которых больший объем продаж, нежели у нас, но важно не смотреть объемы продаж той или иной компании в безвоздушном пространстве, а сопоставлять их с объемами строек, которые есть у застройщика. Здесь действуют все те же маркеры: компания не замораживала объекты и ритмично строила, запускала новые объекты и имеет хорошие отношения с банками. Если компания отвечает этим признакам, значит, она устойчива и имеет колоссальные перспективы, а дальше, как говорится, «найди пионера Петю в кустах».
На какой сегмент жилья сегодня больше ориентируется покупатель?
-- Сейчас во всех сегментах рынка недвижимости ситуация примерно одинаковая. Принято говорить, что массовый сегмент наиболее безопасен, но, на мой взгляд, в любом сегменте есть свой клиент, просто он стал более требовательным и основной упор делает на качество жилья.
Какими новшествами застройщик может привлечь внимание к себе?
-- Здесь я рискую показаться занудой и ретроградом, но на самом деле товарный запас, который есть у надежных строителей, соответствующих моему описанию, столь мал, что этим компаниям уже ничего не нужно изобретать. Они и так привлекательны. Жилье таких компаний люди покупают с большим удовольствием и колоссальной динамикой. Другое дело, что компания, которая думает о долгосрочных стратегических планах, должна постоянно анализировать продукт, который она производит. Например, для нас важным вопросом, который мы считаем инновационным для себя и приоритетным для города, является архитектура зданий. Мы считаем, что город заслуживает лучшей архитектуры. В частности, наш проект на Новгородской ул. спроектирован известным испанским архитектором Риккардо Бофиллом. Он классик постмодернизма, один из авторитетнейших мировых архитекторов. Его знаковые объекты построены более чем в 40 странах мира, стали украшением Барселоны, Чикаго, Парижа… Проект на Новгородской -- первый проект маэстро Бофилла в России.
По-моему, застройщики уделяют мало внимания архитектуре, потому что качественная архитектура стоит немалых денег.
-- Это миф, что это очень дорого. Скорее, это очень трудоемко и требует высокой квалификации, так как трудно сочетать западного и российского архитектора. Для этого нужны профессионалы высочайшего уровня, которые смогут комбинировать зарубежные идеи с российскими СНиПами. Команд, которые могут квалифицированно работать в этом направлении, сейчас фактически нет, так как и опыта у нас этого пока нет. Сказать, что это стоит кардинально других денег, конечно, нельзя. Хорошая архитектура -- это не обязательно дорогие материалы.
Это, кстати, еще один миф. Порой хорошая архитектура даже дешевле. Вот вам аналогия. Вы работаете с российским декоратором над собственной квартирой. У него простая задача -- поставить вам брендовую кухню, гостиную и вообще самую дорогую мебель. Зачастую на выходе вы получаете дорогой выставочный салон, но сказать, что это дорогой декор, нельзя.
Но вы можете работать с западным дизайнером, который смешивает дорогое и дешевое, экспериментирует, слушает вас, в итоге вы получаете значительно менее дорогой продукт. Да, возможно, вы больший гонорар заплатите самому декоратору, но вам не нужно делать из своей квартиры выставочный зал, чтобы гости, пройдясь по ней, могли подсчитать, сколько вы в нее вложили. То же самое и с архитектурой. В первом варианте здания на Новгородской ул. мы увидели, что получается дорогое остекление здания, и попросили г-на Бофилла это переработать. Он, великий маэстро, не сказал ни слова и все переделал. Для него культ клиента является всеобъемлющим. Он великий архитектор, но ему в голову не пришло сказать нам: «Я так спроектировал. Это мое видение. Я ничего менять не буду». Для него это был вызов. Он хотел найти решение, которое будет не хуже, но дешевле.
А как вы считаете, тенденция роста ввысь в строительстве остается?
-- Ключевой вопрос -- вопрос уместности. Высотное строительство, безусловно, нужно городу, и к этому нужно подходить смелее. Важно место. Надо проводить доскональный анализ того, насколько уместна высотность в том или ином месте. В городе должны быть высотные кварталы, и общественность должна поддерживать бизнес и город в этом.
К сожалению, зачастую застройщик остается один на один с оголтелыми общественными организациями, которые выступают против любого нового строительства. Эти организации, собирая 100 подписей, начинают говорить за весь город. Это опасная тенденция, которой ни в коем случае нельзя давать развития. Это в том числе ответственность предпринимателей, которые должны более активно работать с гражданским обществом.
Мы должны искать других, адекватных партнеров на этой площадке. Мы должны вести диалог о том, что может сделать каждый из предпринимателей для того района, в который он приходит. Это коммерческий разговор, но он предельно корректен. Там нет оголтелых идей, как, например, «давайте отнимем у него собственность, потому что он хочет построить что-то некрасивое, и поставим на этом месте спортивную площадку». Это утверждают безответственные люди, которые работают в интересах определенных политических партий, интересов. Это все отрава и яд.
Если бы каждый выходил и говорил, что «не нужно здесь строить, так как это закрывает вид из моих окон», то мы бы вообще ничего в городе построить не могли. Нужно быть честными.
За некоторые наши общественные организации, за этот осколок общества откровенно стыдно. У этих людей нет культуры понимания того, что предприниматель, которого они считают барыгой, дает колоссальное количество рабочих мест, платит налоги, вносит колоссальные средства на развитие городской инфраструктуры, делает отчисления в медицинскую и социальную систему, которой пользуются дети людей, протестующих против него. Эти дети ходят в детский сад, который отчасти финансируется за счет выплаченных этим предпринимателем налогов и т.д. Только почему-то это в расчет не берется.
Я считаю, что в этой части государство должно взять в том числе на себя функцию по пропаганде роли бизнеса.
Эдуард Тиктинский и холдинг RBI
Эдуард Тиктинский родился 18 октября 1972 г. в Ленинграде.
Окончил экономический факультет Ленинградского государственного политехнического института и Высшие курсы по экономике и приватизации Европейского банка реконструкции и развития.
Начал работу в 1992 г. менеджером проекта в Международном Центре содействия предпринимательству и бизнесу (проект ЕБРР).
Продолжил карьеру в сфере недвижимости в качестве менеджера по маркетингу, через год стал генеральным директором агентства недвижимости.
С 1993 г. -- основатель и председатель совета директоров холдинга RBI. RBI означает: Real Estate -- Недвижимость, Banking -- Финансы, Investments -- Инвестиции.
Один из стратегических аспектов деятельности компании -- привлечение на российский рынок недвижимости западных инвестиций.
RBI намерен инвестировать в 2010 г. около $100 млн в покупку земельных участков.
В 2010 г. компания сдаст один дом на Шпалерной, 37, запуск объектов большей площади намечен на 2011 г.