На очередном заседании Клуба экспертов элитной недвижимости "Золотой квадрат" участники дискуссии представили результаты исследований покупательских предпочтений, выполненные различными компаниями.
В результате дискуссии впервые был
поднят вопрос о несоответствии существующего на рынке продукта запросам
покупателей, которые выросли за прошедший кризисный 2009 год.
По словам генерального директора
ЗАО "Найт Фрэнк
Санкт-Петербург" Олега Баркова, клиенты стали крайне рац ионально подходить
к покупке недвижимости, тщательно считать деньги, учитывая при покупке
предстоящую смету на ремонт и расходы на будущую эксплуатацию жилья. Теперь
практически нет инвестиционных покупок, когда состоятельные люди рассматривали
приобретение элитного жилья как выгодное вложение денег в условиях роста цен с целью последующей
продажи и не особо задумывались о параметрах и планировке жилья. Сегодня они
долго и тщательно выбирают из нескольких вариантов, приезжают на объекты со
своими дизайнерами.
При принятии решения, в большинстве случаев, покупатели не
готовы сразу к 100-процентной оплате, и договариваются с продавцом о рассрочке
до 3 месяцев. "Типичный портрет покупателя элитной недвижимости – собственник
бизнеса средних лет, который хорошо понимает, каким он хочет видеть будущее
жилье. Изменившаяся ситуация заставила и девелоперов тщательнее подходить
к разработке проектов. В результате усилилась конкуренция, что пошло на пользу
рынку", - рассказал Олег Барков.
В то же время эксперты отмечают, что элитный сегмент
быстрее восстанавливается от кризиса. По словам генерального директора компании
"ПБЛ Холдинг" Антона Федченко, двухэтажный кирпичный дом площадью
280-310 м2 на участке 20-22 сотки в коттеджном поселке "Михайловское"
(Петродворец) с подключенными коммуникациями и черновой отделкой перед началом
кризиса стоил 37,5 млн рублей. На пике падения спроса, когда продажи почти
прекратились, при условии 100-процентной оплаты его можно было приобрести со
скидкой до 40%. Динамика продаж, по словам Антона Федченко, составила порядка
двух домов в месяц.
Читайте также:
В Петербурге состоится Саммит коммерческой недвижимости
Впервые эксперты открыто признали, что слабое место
девелоперских проектов на рынке элитного жилья – планировочные решения,
которые до настоящего момента не являлись критическим фактором при выборе
квартиры. Большинство клиентов переделывают планировку под свои предпочтения. То
же самое относится к черновой отделке – при ремонте переделывается фактически
все, вплоть до штукатурки. Марина Мартыненко, ведущий аналитик строительной корпорации
"Возрождение", подтвердила это и подкрепила результатами анализа, который
был проведен в их компании. "К сожалению, от 60 до 70% покупателей переделывают
планировки", - говорит она. Это данные по всем объектам корпорации, введенным в
эксплуатацию до 2006 года включительно. Необходимо отметить, что проектирование
по этим домам проводилось в 2002-2003 годах.
Вице-президент банка
ВТБ, президент ГУД Александр
Ольховский отметил, что процесс создания продукта – это комплексная
проблема. "Девелопер должен учесть, в том числе, и вопросы денег, экономики
проекта, объем выхода площадей и качества. Зачастую продукт получается
неидеален. В нем есть компромиссы, которых в жилье премиум-класса быть не
должно", - подчеркнул он.
В ходе жаркой дискуссии на тему современных
планировочных решений Игорь Казаковцев, генеральный директор компании "МК-Интерио", предложил
архитекторам и девелоперам еще на этапе проектирования объектов "привлекать к
работе интерьерщиков, поскольку, в итоге, им доводить до совершенства облик и
планировку квартиры" - ведь с конечными покупателями взаимодействуют именно
они.
Многие эксперты констатировали, что угадать предпочтения
конкретного покупателя невозможно, да и просто не существует универсальной
планировки. Екатерина Соколова, руководитель архитектурной группы Галерея дизайна/bulthaup
Санкт-Петербург, говоря о загородном сегменте, рассказала, что требования
практически всех покупателей сходятся в том, что в доме должна быть обширная
гардеробная, и лучше - несколько, высота потолков не меньше 3,3 метра,
пространство кухни желательно отделять от столовой. "А вот наличие зимнего
сада или бассейна теперь неактуально. Еще одной новой тенденцией стало
стремление стилевого единства в оформлении экстерьера и интерьера дома", -
говорит она, поясняя, что это касается как самого дома в целом, так и
вспомогательных построек на участке.
"Найт Фрэнк
Санкт-Петербург", представила несколько портретов потенциальных покупателей,
основанных на опросе целевой группы. Данное исследование показало, что,
действительно, в начале 2010 произошли значительные изменения с точки зрения
покупательских предпочтений.
В ходе заседания модератор встречи Елизавета Конвей,
руководитель направления жилая элитная недвижимость
"По результатам исследования можно констатировать возросшую
необходимость в дополнительных объектах вспомогательной инфраструктуры:
увеличенные размеры гардеробных, кладовые помещения в подвальном уровне. Клиенты
больше не хотят тратить время, деньги и силы на перепланировку квартиры.
Статусным элементам покупатели предпочитают качественную инженерию, продуманную
логистику объекта, сбалансированный объем инфраструктуры. Таким образом,
на первый план выходит качество. Безликие дома проигрывают ярким, с внятной
концепцией проектам. Для создания успешного проекта необходим комплексный
подход", - отметила она.
Эксперты соглашаются, что люди устали от ремонтов, и жилье с
удачной полной отделкой, если она соответствует вкусу клиента, вызывает больший
интерес и как результат, больший спрос среди клиентов. Леонид Рысев, генеральный
директор "Рысев риэлти.
Элитные квартиры", привел несколько примеров из своей практики, когда
элитные квартиры с качественной новой отделкой продавались быстрее, чем совсем
без нее. С точки зрения инфраструктуры, качественные, профессиональные услуги
СПА, массажа, салона красоты увеличивают стоимость самого дома, в целом, и
стоимость квартиры, в частности, при условии хорошей управляющей компанией.