Петербург смывают подземные воды

Автор фото: "ДП"

Система водоотведения в Петербурге контролируется ГУП "Водоканал" лишь частично. Элементы этой системы — на балансе сотен предприятий. Управлять ею централизованно невозможно. Проблема сырых и даже подтопленных подвалов в центре города почти неискоренима.

С какой скоростью дождевая вода должна уходить с улиц,
строго оговорено: через 20 минут после окончания дождя система водоотведения
должна принять 18 мм осадков. Как говорят специалисты "Водоканала", сейчас
система в основном справляется с этими задачами.
На 70% территории Петербурга работает так называемая
общесплавная канализация, объясняет начальник департамента информационной
политики "Водоканала" Наталья Ипатова. В эту систему поступают как
хозяйственно–бытовые и промышленные, так и поверхностные (дождевые, талые)
стоки. Такая система сейчас работает преимущественно в старых районах города:
Центральном, Петроградском, Адмиралтейском, Приморском, Московском.
На остальной территории города — это в основном районы
новостроек и пригороды — канализация происходит по раздельной схеме. Это
значит, что дождевые и талые воды собираются отдельно от остальных стоков.
На заасфальтированных улицах поверхностный сток поступает в
канализацию либо через колодцы дождевой канализации (их в городе около 120
тыс.), либо через так называемые амбразуры — специальные отверстия в
поребриках дорог, отмеченные желтой краской. Они находятся в ведении комитета по
благоустройству и дорожному хозяйству. Такая маркировка, по правилам дорожного
движения, запрещает парковку автомобилей напротив амбразур.
В районах, где есть раздельная система канализации,
изначально предполагалось, что поверхностные стоки не нуждаются в очистке. Но
жизнь показала, что объем грязи с дорог, которая попадает в канализацию, слишком
велик.
Поэтому сейчас активно обсуждается вопрос о том, что
поверхностные стоки также надо чистить, либо направляя их на существующие
очистные сооружения, либо с помощью локальных сооружений. И сегодня при выдаче
технических условий на подключение к сетям канализации новых объектов
"Водоканал" предлагает предусматривать строительство таких локальных очистных
сооружений.
Неасфальтированные придомовые территории, парки, кладбища и
прочие места, где нет ливневых стоков, в идеале должны иметь дренажные системы.
Из них вода попадает либо в систему канализации, либо непосредственно в водоемы.
На всех строящихся объектах это обязательный элемент подземных конструкций. Их
наличие и соответствие нормативам проверяют специалисты "Водоканала".
Как рассказал Сергей Муравьев, глава ТСЖ "Невский простор"
(Рыбацкий пр., 15), дренажные системы вокруг домов по окончании строительства не
передаются "Водоканалу", а остаются на балансе ТСЖ.
"Балансовая стоимость таких систем в крупных домах —
это, как правило, несколько миллионов рублей. К тому же раз в 5 лет их
необходимо промывать, что обходится минимум в 50–100 тыс. рублей", —
говорит Сергей Муравьев.
Что касается домов старого фонда, то зачастую дренажных
систем там нет, и проблема сырых и даже подтопленных подвалов в центре города
почти неискоренима. Бороться с ней можно лишь герметизируя каждый отдельный
подвал.
Кстати, эксперты группы компаний "Петроинж" говорят, что
делать для дореволюционных домов новую систему дренажа попросту опасно.
Большинство из них имеет деревянные сваи в фундаменте. Сейчас они постоянно
находятся в воде, которая является единственной защитой от гниения древесины.
Как только вода уйдет, сваи станут гнить и возникнет реальная угроза обрушения
домов.
Кроме домов дренажные сети есть и у трамвайных рельсов, и у
теплосетей. Почти у всех автомагистралей есть собственные дренажные системы.
Как говорит Кирилл Иванов, глава ассоциации "Дормост", по
сути, чередующиеся слои песка и щебня под асфальтом (так называемый дорожный
пирог) — это и есть дренажная система. Ее задача — не допускать
воздействия грунтовых вод на асфальтовое покрытие. Из этого "пирога" дождевая
вода отводится в системы канализации.
В структуре стоимости 1 км дороги дорожная подушка занимает
около половины цены, и затраты на дренажную систему — заметная статья
расходов в дорожном строительстве.
Нынешней весной из–за обильного таяния снега нагрузка на
систему коммунальной канализации города в отдельные дни возрастала вдвое по
сравнению с обычными показателями. Тем не менее справиться с приемом талых вод
"Водоканалу" в целом удалось.
Массового подтопления территорий, чего многие боялись, в
городе не произошло. Прежде всего благодаря тому, что значительная часть снега с
улиц все же была убрана на полигоны. Кроме того, очень помогло то, что
коммунальные службы вовремя успели очистить ото льда амбразуры и крышки дождевых
колодцев.
Как говорит Наталья Ипатова, проблемы были там, куда
свозились большие объемы снега. Теоретически площадки для вывоза снега должны
быть специально оборудованы. Но из–за аврала нынешней зимой этим правилом часто
пренебрегали.
Кроме того, проблемы с водоотведением возникали в связи с
плачевным состоянием ведомственных сетей канализации: на многих предприятиях
города эти сети стоят на балансе собственника объекта, который может допускать
ошибки в их эксплуатации. Также проблемы с разливами этой весной возникали там,
где в ходе строительных работ были повреждены или вовсе засыпаны дренажные
канавы.
Последний такой случай, говорят в "Водоканале", произошел в
ходе реконструкции Приморского пр., и дорожным строителям тогда пришлось срочно
исправлять свои ошибки.
Кстати: 39 млн м3 талых вод приняла система канализации этой
весной сверх нормативных показателей. Через обычный кран на кухне такой объем
воды будет вытекать 84 года.
Протяженность канализационной системы Петербурга — 8
тыс. км. Она охватывает все районы города и пригороды. 2,2 тыс. км из общей
длины — ливневая канализация.