Александр Шарапов, президент группы компаний "Бекар", об альянсах с западными игроками, западных стандартах и рынке коммерческой недвижимости.
Оправдались – не то слово. Благодаря международному опыту
наших партнеров мы получили ряд важных контрактов. Например, мы начали
модернизацию Финляндского и Выборгского вокзалов. Из недавнего - получили заказ
на оценку для генерального консульства США. Изменилась и внутренняя работа -
сегодня практически все каждый день общаются с иностранными коллегами, мы всем
коллективом учим английский язык, чтобы использовать возможности NAI Global
лично, а не общаясь через экспатов, работающих в NAI Becar.
- Какова стратегия развития компании? На какие направления, сегменты,
регионы вы делаете ставку?
Основных направления для развития сейчас три – facility
management, property management и жилая недвижимость: Becar EASI, NAI Becar и
агентство недвижимости "Бекар". Мы активно продвигаемся в Москве. Укрепляем свое
присутствие в регионах, рассматриваем новые региональные рынки. На наш взгляд,
сейчас удачный момент для расширения в регионах, так как конкуренция ослабла, и
есть отличная возможность быстро захватить долю рынка. Кроме того, мы обратили
внимание, что в последние полгода собственники стали все чаще отдавать объекты в
полное управление. Так, услуги property & facility management мы оказываем
на ТРЦ "Вива" и складском комплексе "А-Терминал" в Москве, складском комплексе в
Уфе, четырех офисных объектах и т. д. Это тренд, который демонстрирует
потребность собственников в услугах профессионального управления в
комплексе.
- Ходят слухи, что компания "Бекар" планирует закрыть агентство
недвижимости и заниматься исключительно консалтингом. Так ли это и с чем
связано?
Нет, это, конечно же, не так. Стратегические решения
заметного игрока на рынке всегда сопровождаются массой слухов. Это нормально. Мы
стали партнерами с лидирующей на мировом рынке брокерской компанией в сегменте
коммерческой недвижимости, и это дало почву разговорам, что Becar будет
развивать только консалтинг и брокеридж. Партнерство с европейским альянсом в
сфере facility management EASI подобным образом спровоцировало слухи, что мы
теперь сконцентрируемся только на эксплуатации.
Новые услуги и направления появляются в агентстве недвижимости "Бекар", мы анализируем возможности развития направления жилой недвижимости в Москве. Агентство недвижимости – отлаженный работающий бизнес, который требует меньше моего внимания и поддержки, но это не значит, что это направление забыто.
Новые услуги и направления появляются в агентстве недвижимости "Бекар", мы анализируем возможности развития направления жилой недвижимости в Москве. Агентство недвижимости – отлаженный работающий бизнес, который требует меньше моего внимания и поддержки, но это не значит, что это направление забыто.
- За последний год вы создали альянс с NAI Global и вошли в EASI.
Каковы причины? Связно ли это с тем, что российским компаниям все еще не хватает
западного опыта? Или с тем, что даже таких старейших игроков на рынке
недвижимости оценивают по тому, насколько они близки к "западным светилам"?
Надо признать, что западный рынок консалтинга, property &
facility management – рынок, если можно так сказать, более опытный,
сложившийся. Учиться у опытных и лучших – это правильно. Это первое. Да, нам не
хватало именно западного опыта. У нас опыт свой, практика работы на местном
рынке, в местных условиях. Но много типов объектов в России еще только предстоит
строить. Зачем изобретать велосипед, если его уже изобрели? В конкурентном плане
мы выиграем, если сможем быстро выявить эффективное решение у западных
партнеров, дать аналоги, привезти сотрудников NAI, имеющих опыт реализации
аналогичных проектов.
Второе – близость к "западным светилам" читай "близость к западным стандартам". У нас нет западных стандартов и восточных стандартов. Практически все имеющиеся стандарты – западные. Российский рынок стремится выйти на международный уровень, поэтому вопрос не в выборе стандартов и правил работы, а в степени усвоения существующих и принятых на мировом рынке стандартов и правил.
Второе – близость к "западным светилам" читай "близость к западным стандартам". У нас нет западных стандартов и восточных стандартов. Практически все имеющиеся стандарты – западные. Российский рынок стремится выйти на международный уровень, поэтому вопрос не в выборе стандартов и правил работы, а в степени усвоения существующих и принятых на мировом рынке стандартов и правил.
- Западные стандарты и методы не всегда подходят для работы в
российской действительности. Так ли это?
Конечно, не всегда, поэтому слепо копировать все западное,
по меньшей мере, странно. У нас другое законодательство, другая экономика,
другие люди, в конце концов. Но брать за основу западные стандарты можно и
нужно. Мы уже перевели европейские стандарты оказания клининговых услуг в
медицинских учреждениях и предложили Гильдии управляющих и девелоперов,
переслали в органы власти. Эти нормы стандартизируют деятельность компании,
показывают, что можно требовать от аутсорсинговых клининговых компаний. Именно в
четкости и прописанности – достоинство компании, возможность лучшего
взаимопонимания с клиентом.
- Какие услуги сегодня приносит основной доход вашей
компании?
Наиболее стабильным и доходным направлением сейчас является
эксплуатация объектов. Этот сегмент снизился в кризис меньше остальных,
так как существующие объекты надо эксплуатировать, от этого никуда не денешься.
Да, характер услуг изменился, снизились объемы, но отказаться от эксплуатации
собственники в массе не могут.
Я думаю, что восстанавливающийся рынок подстегнет и развитие консалтинговых услуг: ряд девелоперов на низком рынке набрал земельных участков на будущее, и оптимальное использование этих участков, проектные разработки - фронт работ для консультантов.
Постепенно возвращается спрос на услуги управления объектами. В кризис многие собственники сокращали расходы и старались управлять объектами самостоятельно. Экономили и на эксплуатации объектов. Результаты нередко были плачевными, поэтому сейчас, наученные горьким опытом, собственники возвращаются к профессионалам.
Я думаю, что восстанавливающийся рынок подстегнет и развитие консалтинговых услуг: ряд девелоперов на низком рынке набрал земельных участков на будущее, и оптимальное использование этих участков, проектные разработки - фронт работ для консультантов.
Постепенно возвращается спрос на услуги управления объектами. В кризис многие собственники сокращали расходы и старались управлять объектами самостоятельно. Экономили и на эксплуатации объектов. Результаты нередко были плачевными, поэтому сейчас, наученные горьким опытом, собственники возвращаются к профессионалам.
- Куда сегодня движется рынок недвижимости? Что будет с ценами?
Игроками? Самые сложные времена уже прошли?
Впереди непростые времена. Есть признаки того, что не только
Россия, но и Европа, США столкнутся с гиперинфляцией. Мало кто помнит, но в 1972
году в США инфляция составила 18% в год. Развитие ситуации, с нашей точки
зрения, может привести к тому, что после роста цен на продукты и другие товары
массового потребления пойдут вверх цены на недвижимость, причем этот рост будет
очень значительным. Нам, россиянам, в этой ситуации будет проще, чем остальным,
так как мы в недавнем времени пережили времена перестройки, и, как работать на
таком рынке, мы знаем лучше.