Александр Шарапов: "Зачем изобретать велосипед?.."

Александр Шарапов, президент группы компаний "Бекар", об альянсах с западными игроками, западных стандартах и рынке коммерческой недвижимости.

Александр Шарапов: "Зачем изобретать велосипед?.." Александр Шарапов: "Зачем изобретать велосипед?.."- Почти год назад вы объединились с NAI Global. Каковы плоды этого сотрудничества? Оправдались ли ваши ожидания?
Оправдались – не то слово. Благодаря международному опыту наших партнеров мы получили ряд важных контрактов. Например, мы начали модернизацию Финляндского и Выборгского вокзалов. Из недавнего - получили заказ на оценку для генерального консульства США. Изменилась и внутренняя работа - сегодня практически все каждый день общаются с иностранными коллегами, мы всем коллективом учим английский язык, чтобы использовать возможности NAI Global лично, а не общаясь через экспатов, работающих в NAI Becar.
- Какова стратегия развития компании? На какие направления, сегменты, регионы вы делаете ставку?
Основных направления для развития сейчас три – facility management, property management и жилая недвижимость: Becar EASI, NAI Becar и агентство недвижимости "Бекар". Мы активно продвигаемся в Москве. Укрепляем свое присутствие в регионах, рассматриваем новые региональные рынки. На наш взгляд, сейчас удачный момент для расширения в регионах, так как конкуренция ослабла, и есть отличная возможность быстро захватить долю рынка. Кроме того, мы обратили внимание, что в последние полгода собственники стали все чаще отдавать объекты в полное управление. Так, услуги property & facility management мы оказываем на ТРЦ "Вива" и складском комплексе "А-Терминал" в Москве, складском комплексе в Уфе, четырех офисных объектах и т. д. Это тренд, который демонстрирует потребность собственников в услугах профессионального управления в комплексе.
- Ходят слухи, что компания "Бекар" планирует закрыть агентство недвижимости и заниматься исключительно консалтингом. Так ли это и с чем связано?
Нет, это, конечно же, не так. Стратегические решения заметного игрока на рынке всегда сопровождаются массой слухов. Это нормально. Мы стали партнерами с лидирующей на мировом рынке брокерской компанией в сегменте коммерческой недвижимости, и это дало почву разговорам, что Becar будет развивать только консалтинг и брокеридж. Партнерство с европейским альянсом в сфере facility management EASI подобным образом спровоцировало слухи, что мы теперь сконцентрируемся только на эксплуатации.
Новые услуги и направления появляются в агентстве недвижимости "Бекар", мы анализируем возможности развития направления жилой недвижимости в Москве. Агентство недвижимости – отлаженный работающий бизнес, который требует меньше моего внимания и поддержки, но это не значит, что это направление забыто.
- За последний год вы создали альянс с NAI Global и вошли в EASI. Каковы причины? Связно ли это с тем, что российским компаниям все еще не хватает западного опыта? Или с тем, что даже таких старейших игроков на рынке недвижимости оценивают по тому, насколько они близки к "западным светилам"?
Надо признать, что западный рынок консалтинга, property & facility management – рынок, если можно так сказать, более опытный, сложившийся. Учиться у опытных и лучших – это правильно. Это первое. Да, нам не хватало именно западного опыта. У нас опыт свой, практика работы на местном рынке, в местных условиях. Но много типов объектов в России еще только предстоит строить. Зачем изобретать велосипед, если его уже изобрели? В конкурентном плане мы выиграем, если сможем быстро выявить эффективное решение у западных партнеров, дать аналоги, привезти сотрудников NAI, имеющих опыт реализации аналогичных проектов.
Второе – близость к "западным светилам" читай "близость к западным стандартам". У нас нет западных стандартов и восточных стандартов. Практически все имеющиеся стандарты – западные. Российский рынок стремится выйти на международный уровень, поэтому вопрос не в выборе стандартов и правил работы, а в степени усвоения существующих и принятых на мировом рынке стандартов и правил.
- Западные стандарты и методы не всегда подходят для работы в российской действительности. Так ли это?
Конечно, не всегда, поэтому слепо копировать все западное, по меньшей мере, странно. У нас другое законодательство, другая экономика, другие люди, в конце концов. Но брать за основу западные стандарты можно и нужно. Мы уже перевели европейские стандарты оказания клининговых услуг в медицинских учреждениях и предложили Гильдии управляющих и девелоперов, переслали в органы власти. Эти нормы стандартизируют деятельность компании, показывают, что можно требовать от аутсорсинговых клининговых компаний. Именно в четкости и прописанности – достоинство компании, возможность лучшего взаимопонимания с клиентом.
- Какие услуги сегодня приносит основной доход вашей компании?
Наиболее стабильным и доходным направлением сейчас является эксплуатация объектов. Этот сегмент снизился в кризис меньше остальных, так как существующие объекты надо эксплуатировать, от этого никуда не денешься. Да, характер услуг изменился, снизились объемы, но отказаться от эксплуатации собственники в массе не могут.
Я думаю, что восстанавливающийся рынок подстегнет и развитие консалтинговых услуг: ряд девелоперов на низком рынке набрал земельных участков на будущее, и оптимальное использование этих участков, проектные разработки - фронт работ для консультантов.
Постепенно возвращается спрос на услуги управления объектами. В кризис многие собственники сокращали расходы и старались управлять объектами самостоятельно. Экономили и на эксплуатации объектов. Результаты нередко были плачевными, поэтому сейчас, наученные горьким опытом, собственники возвращаются к профессионалам.
- Куда сегодня движется рынок недвижимости? Что будет с ценами? Игроками? Самые сложные времена уже прошли?
Впереди непростые времена. Есть признаки того, что не только Россия, но и Европа, США столкнутся с гиперинфляцией. Мало кто помнит, но в 1972 году в США инфляция составила 18% в год. Развитие ситуации, с нашей точки зрения, может привести к тому, что после роста цен на продукты и другие товары массового потребления пойдут вверх цены на недвижимость, причем этот рост будет очень значительным. Нам, россиянам, в этой ситуации будет проще, чем остальным, так как мы в недавнем времени пережили времена перестройки, и, как работать на таком рынке, мы знаем лучше.