Историк Лев Лурье рассказал "Деловому Петербургу" о населении, которое еще недостаточно сильное, чтобы осуществлять суд Линча, о разложении в лице Сергея Шнурова и власти.
"ДП": Почему в России последних лет так принялась идея
небоскребов?
Лев Лурье: Любая молодая хищная аристократия хочет поставить
себе памятник при жизни. Кто-то делает татуировки, кто-то строит надгробные
памятники с ключом от "мерседеса" в руке, кто-то хочет построить что-то
необычайно высокое.
Это может быть памятник собственной деятельности, может быть
"бентли" или "ламборджини". Есть еще одна причина. Когда существует настоящая,
зримая вертикаль власти, подданным не позволено выражать сомнение.
Проблема заключается в том, что, конечно, в городе должны
сочетаться две крайности: разнообразие, живая жизнь и градостроительная задумка,
некий план. Теперь понятно, что мы в юности так любили архитектуру модерна и
эклектики не потому, что она так прекрасна, а потому, что она разнообразна. Но
это разнообразие возникло благодаря градостроительным правилам дореволюционного
Петербурга, благодаря городской думе, благодаря Леонтию Бенуа, который был
начальником КГИОП в то время.
Застройка вводилась в некоторые рамки. И как бы ни был
безобразен Елисеевский магазин (а он безобразен) и как бы странно ни выглядел
Дом Зингера на фоне классических зданий, тем не менее эти сооружения находятся в
некоем ритме, они не заступают за условную красную линию улицы. Конечно, и здесь
были нарушения. Мирискусники мечтали, чтобы большевики заложили динамит под
собор Спаса-на-Крови, настолько он чужероден.
Но постепенно все сглаживается. Проблема, собственно,
заключается не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы находить баланс между
разными вкусами, пусть даже дурными, и городской средой. Ну, построит себе
какой-нибудь олигарх Диснейленд, как это уже неоднократно бывало. Только пускай
строит он его себе в Сосново или на Рублевке, где это никому не мешает. Но когда
это происходит вызывающим способом и рушит существующий ландшафт, это
возмутительно и политически опасно.
"ДП": Политически опасно? Почему?
Лев Лурье: Не надо забывать, что первая с 1917 года успешная
политическая демонстрация произошла в Советском Союзе в марте 1987 года в городе
Ленинграде по поводу спасения гостиницы "Англетер". Нынешняя власть хорошо
помнит эти события, потому что именно Валентина Ивановна вела переговоры с
вождями инсургентов. А закончилось это тем, что через несколько лет пал
Советский Союз. С символическими вещами шутить очень опасно.
"ДП": Вы считаете парк метафорой рая. Но сейчас не строят
парков...
Лев Лурье: Проблема в следующем. Мы имеем дурную власть,
безумно зависящую от собственников, и отсутствие механизмов, которые позволяли
бы населению выражать свою волю. Это не значит, что у населения полностью
атрофировалась воля.
Заметьте: в последние 20 лет наши дворы и особенно парадные
стали чище. Дело не в прекрасной работе участковых милиционеров, дело в том, что
мусорить в парадных иногда бывает небезопасно.
Просто могут сломать этому человеку бейсбольной битой
коленные чашечки. Если нет власти, то начинается, в той или иной степени, суд
Линча.
Просто население еще недостаточно сильное, чтобы
осуществлять суд Линча по отношению к тем, кто застраивает зеленые зоны. Хотя и
тут мы видим некоторый прогресс, когда возникает массовый протест против
застройки некоторых скверов.
"ДП": Петербург за это десятилетие, несмотря на большую
помпезность, стал еще более провинциальным. Не ждет ли нас судьба города,
который разве что туристам показывать?
Лев Лурье: Нет, на мой взгляд, здесь есть сдерживающие
факторы. Все-таки Петербург - четвертый по населению город Европы.
"ДП": Но международный аэропорт у нас при этом не четвертый
в Европе, а 53-й по числу пассажиров.
Лев Лурье: Это неважно. Если так рассуждать, культурным
центром является Франкфурт. Сам архитектурный пейзаж, вне зависимости от
качества населения, количества нобелевских лауреатов, способен воссоздавать
культуру. Вот рядом с нами находится город Хельсинки, который богаче в
материальном отношении, но финнам понятно, что Петербург важнее, чем Хельсинки.
Мы и сейчас имеем живого Алексея Германа, действующий
Эрмитаж, процветающий Русский музей. Губернаторы приходят и уходят, а Кваренги
остается.
"ДП": Но мало кто из властей воспринимает искусство всерьез,
как рычаг, благодаря которому можно вытянуть и экономику.
Лев Лурье: Было бы хорошо, если бы власть даже не
поддерживала, а просто не мешала молодым дарованиям, которые в нашем городе
появляются из самой почвы.
Но власть сегодня абсолютно не умеет смотреть на искусство.
Интересно, что в Петербурге XX - начала XXI века примечательна не только и не
столько классика, сколько авангард. Самые живые перестроечные художественные
движения типа "Новых художников" или "Митьков" появились у нас. Рейв как
движение появился впервые у нас. Постмодернистское разложение в лице Сергея
Шнурова произошло тоже у нас.
Оцените саму идею: петь только то, что по радио никогда не
будет звучать, потому что оно обсценное! Мы знаем слишком много, чтобы это
продать, и это роднит Петербург с Англией, как Москву можно сравнить с
Америкой.
Вообще нас бросает то в жар, то в холод. Или мы взрываем
дворец Растрелли, церковь Спаса на Сенной, считаем, что метро или развязка
важнее. Пусть старина гибнет - мы построим башню над Растрелли и Кваренги. Это
одна крайность. Другая крайность, наоборот, состоит в обожествлении всего, что
было построено.
Да, архитектура - это застывшая музыка, но чаще всего это
застывший Полад Бюль-Бюль Оглы или Алла Пугачева. Это не обязательно Бах.
Архитектура - это ведь массовое искусство. Что не делает разглядывание того или
иного артефакта менее поучительным.
Произведение сиюминутно, оно зависит от сложившихся вкусов,
от вкуса заказчика. Это надо понимать с таким массовым материалом, как город, с
таким массовым материалом, как коллекция Русского музея. Картина "Три богатыря"
- не "Сикстинская Мадонна", американец перед ней не вздохнет, а мы вздохнем! Не
нужно делать из культуры идола, надо понимать, что все временно и все
преходяще...