Как компания переживет кризис - сегодня это больше зависит не от ситуации в экономике, а от того, что творится в головах у топов. А там, считают эксперты, нужно навести порядок.
Последние 3-4 года рынок труда заполонили портфельные
менеджеры, "которые воспринимали свою карьеру только как работу на собственное
портфолио", считает Светлана Катаева, управляющий директор компании AVRIO Group
Consulting,
"Они переходили с одного место работы на другое, как только
возникали более выгодные условия, быстро и без сожалений, - говорит Светлана.
Затем работодатели столкнулись с другим явлением - "исчезающими" менеджерами:
дали, как говорится, себя знать работа в условиях перегретого рынка труда и
гонка работодателей за лучшими и успешными.
"Еще вчера топы делали карьеру, а потом вдруг бросали все и
уходили в никуда, - рассказывает Светлана Катаева. - Появилась целая плеяда
дауншифтеров и фрилансеров".
Еще сильнее по головам ударил кризис.
В самый тяжелый год, 2009-й, появились, как назвала их
Светлана Катаева, "уставшие" менеджеры. "Неопределенность, неуверенность в своей
будущей работе и карьере породили апатию и безразличие к работе, неверие в
возможность что-либо изменить. Причем не только среди менеджеров среднего звена,
но и среди топов", - поясняет она.
"В это время на первый план вышло умение менеджеров быстро
адаптироваться, управлять изменениями, проявлять инициативу, мотивировать", -
резюмирует Елена Шемелина, менеджер по развитию персонала ЗАО "Мултон". По ее
мнению, руководителям, которые в кризис просто сидели и ждали, после кризиса
(если их компании все-таки останутся) будет сложно.
"Сейчас нужны менеджеры, которые зажгут и вдохновят
сотрудников, предложат новые инициативы и поведут за собой. Нужен драйв и
бизнес-азарт - тогда будет результат", - считает HR-специалист.
Однако, по словам директора маркетингового агентства Step by
Step Анастасии Птуха, все не так просто: большинство наемных сотрудников (и
руководителей) - это люди так называемой первой ступени развития сознания.
"Подобная градация принята среди философов, методологов и
социологов, - поясняет Анастасия. - Людям первой ступени требуется постоянный
контроль и пошаговые инструкции. Это и не плохо, и не хорошо, надо с этим
мириться и использовать".
С тем, что не все с управленцами просто, согласна и
исполнительный директор SPIBA и российской Ассоциации обучения
предпринимательству Людмила Мургулец. По ее словам, до сих пор система высшего
образования, общество растили карьеристов. А оказалось, что нужны
предприниматели.
"Бизнесу нужны менее честолюбивые и менее карьерно
ориентированные менеджеры, - уверена Светлана Катаева. - Они должны быть готовы
к проектной работе и, главное, должны быть проще с точки зрения своих личных
потребностей и общения с подчиненными". По ее мнению, в этом плане можно брать
пример с многих скандинавских компаний.
Руководитель PR-службы "ИКЕА" в России и СНГ Оксана
Белайчук, утверждая, что кризис никак не повлиял на управление, подтверждает
слова рекрутера: "Наша работа всегда строилась на ежедневной оптимизации,
простоте оргструктуры и общения, делегировании полномочий и готовности брать на
себя ответственность".
Пока каждый эксперт по-своему видит новых управленцев, но
никто не сомневается, что они должны быть другими и, главное, что "время
управляющих менеджеров в отдельных кабинетах, подписывающих приказы дорогой
перьевой ручкой", как выразилась Светлана Катаева, уже прошло.
Кстати: философы и социологи выделяют четыре ступени
развития общественного сознания. Первой соответствуют люди-"дети". Им нужен
контроль и инструкции. Люди второй ступени - лучшие деловые партнеры при
создании совместного бизнеса, с высоким уровнем энергетики и пассионарности в
проектах. Третий тип - люди принципов. Отличаются от людей бизнеса твердым
базисом этических принципов. Четвертый - инноваторы, люди науки, эргономики.
(Источник: Step by Step, 2010).